Анна Владимировна Власова
Развитие игры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование игры у детей дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый. Сложность заключается в том, что психологические механизмы, необходимые для игры, психические процессы находятся в стадии становления. В игре совершенствуются речь, воображение, наглядно-образное мышление ребенка, поэтому так важно создать условия для ее систематического, последовательного развития. Невнимание к игре со стороны взрослого приводит к тому, что упускается момент естественного педагогического влияния на формирование игровой деятельности. Самостоятельная же деятельность, лишенная игровых форм, значительно обедняется и не способствует гармоничному развитию ребенка. В результате малыша на более позднем этапе приходится обучать игре, а это требует очень больших усилий и зачастую оказывается не эффективным, похожим на дрессировку.
Темочки:
Исследователи отмечают: нельзя сформировать игру, если не развита деятельность с предметами, если предметы не вызывают у ребенка интерес, желание действовать с ними, не способствуют совершенствованию умения достигать практического результата путем, например, соединения объектов (кубик на кубик, платочек на катушку ниток и др.)- Каждое такое действие сопровождается поощрением взрослого, и ребенок стремиться к получению новых впечатлений.
Совершенно не обязательно специально учить ребенка предметным игровым действиям. В ходе повседневного бытового общения с детьми взрослый обращается к предметам как к живым существам, создавая тем самым воображаемую ситуацию, характерную для игры. Игровая форма общения в быту, конечно, с соблюдением чувства меры, решает одновременно несколько задач.
Прежде всего, создает хорошее настроение и эмоциональный комфорт в группе, что облегчает усвоение навыков самообслуживания, но главное формирует первоначальный игровой опыт ребенка, на фоне которого он может легко включить в игровую ситуацию любой предмет, использовать в действиях с игрушками те же слова, что и взрослый.
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания дошкольников, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива.
Известно, что сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретённых на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач.
На формирование коллективной игры существенно влияет уровень развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Советский учёный, А. П. Усова писала, что в играх детей отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство замысла, развитость этого замысла показывает богатство личности играющих. Установление связи между личным опытом, знаниями дошкольников и содержанием их игр обеспечивает необходимое единство целей воспитательного процесса, его комплексную реализацию в повседневной работе педагога.
В совместную игру дошкольники вступают, имея каждый сложившиеся отношения с окружающими людьми, сверстниками. Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование замыслов, подбор игрушек, распределение ролей и т. п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации её сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с реальными взаимоотношениями, негативные проявления он снимает путём организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива. Педагог помогает улучшить реальные взаимоотношения детей, используя общепринятые нормы и правила поведения, которые непосредственно вводит в игру.
Значение игры оценивается по тому влиянию, которое она оказывает на духовный мир ребёнка. Это выражается, например, что у детей возрастает интерес к труду взрослых. Это проявляется в увеличении числа детских вопросов в течении дня. Часть ребят начинает увлекаться трудом на огороде, в цветнике, саду. Заметными становятся успехи тех, кто увлечён художественным рисованием, лепкой, плетением, работой по дереву. В общении детей с родителями и сотрудниками детского сада проявляются нравственные порывы — радовать своим трудом, быть полезными старшим в труде, оказывать помощь малышам. Ребята высказывают желание быть художниками, строителями, моряками, учителями и другими. Их цели и мечты реальны, связаны с любовью к родному краю, уважением к его людям. У старших детей к концу года насчитывается семь-десять ролей в играх, из них две-три любимые. К этим ролям проявляется особая симпатия, внутреннее стремление стать тем, кого они воплощают в игровом образе.
В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты по пустякам, может быть, следуя и в жизни поведению своего любимого героя. Внимательнее становятся ребята и к требованиям воспитателей, родителей. Образ взрослого теперь им понятнее, ближе. В игре каждый ребенок самоутверждается как личность. Складывается та нравственная основа, с которой ребенок живет в игре и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни.
В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.
Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он -участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.
В дидактической игре обязательно наличие и единство всех её компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.
Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим.
В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тех знаний и умений, которые формируются у детей того или иного возраста в процессе воспитания и обучения.
Закрепляются умения действовать с предметами - орудиями, простейшими мозаиками. Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать разрезные (из двух частей) парные картинки.
Дидактическая игрушка учит ребенка мыслить, воспитывает целеустремленность, настойчивость, организованность. Вместе с тем без активного формирования желания действовать с дидактическими игрушками дети самостоятельно и полноценно играть с ними не будут. Необходимо установить содержательную связь между приобретением информации о свойствах дидактической игрушки на занятиях, в ходе совместной игры с воспитателем и в самостоятельной игре. Следует насыщать занятия действиями с дидактической игрушкой, но делать это нужно в такой форме, чтобы дети сами стремились к этому процессу.
Если в процессе обучения систематически используются разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих.