Хапаева Лариса Борисовна
Развитие воображения в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Известный психолог В. В. Давыдов полагал, что воображение – это возможность ребенка видеть целое раньше частей. Приведем пример. Мальчик в возрасте 5 лет находит кусочек железа. На вопрос матери «зачем тебе это?» он отвечает, что будет играть с найденной деталью, ведь это кусок машинки. Оказывается, у мальчика была машинка, которую он потерял, а найденная железная деталь напоминает ему дверцу этой машинки. Для того, чтобы увидеть в железной детали кусочек игрушечной машинки ребенку потребовалась целостная ситуация, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг стала частью детской игрушки и обрела смысл.
Публикация «Развитие воображения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Возможность видеть целое раньше частей дает детям возможность одушевлять игрушки и другие предметы, играть с ними и разговаривать, любить и отвергать.
Другим важным свойством воображения, по мнению В. В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Вот малыш берет кубик из строительного набора и начинает возить его по столу, издавая при этом звук работающего мотора. В этот момент кубик превращается в машинку, не смотря на то, что у него нет колес, окон и дверок.
Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации. Так, например, первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки являются переносом в материал той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться. Другими словами, здесь мы сталкиваемся с переносом функции с одного предмета на другой.
Умение переносить функции с одного предмета на другой очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т. е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью.
Воображение в психическом развитии возникает не сразу. Как самостоятельная психическая функция оно проявляется у ребенка после 3 лет. Однако это не означает, что у детей до трехлетнего возраста воображение отсутствует. В раннем возрасте воображение слито с другими психическими функциями, например, восприятием.
Истоки развития воображения берут начало в раннем детстве. Для того чтобы данная психическая функция полноценно сформировалась, требуется несколько условий. Первое условие развития воображения – эмоциональное общение ребенка с окружающими его взрослыми. У младенцев нет врожденных форм поведения, т. е. инстинктов, присущих животным. У новорожденного в наличии только несколько рефлексов, которые с возрастом исчезают. Основным источником информации для ребенка на период младенчества являются взрослые. Эмоциональное общение матери с ребенком делает малыша участником событий. Это придает бытовым действиям смысл, каждое взаимодействие превращается для маленького ребенка в событие. Ребенок постепенно накапливает эмоциональный опыт и информацию о действиях родителей, и постепенно начинает воспроизводить их.
Все вышеперечисленное, эмоционально окрашенное общение, включение ребенка в события и действия, направленность на смысловую составляющую действия, создают фундамент воображения. Подтверждение
тому легко найти в особенностях психического развития детей, которые по каким-либо причинам были лишены такого общения. В исследованиях Н. Н. Толстых и А. М. Прихожан убедительно показано, что дети из детских домов и домов ребенка очень хорошо решают многие интеллектуальные задачи, классифицируют, имеют довольно высокий уровень познавательной деятельности, но с трудом выполняют задания на воображение. Аналогичную картину можно наблюдать у детей в тех семьях, где на ребенка до определенного времени почти не обращают внимания, сводя все общение с ним к кормлению или перемене пеленок. Эти дети выделяются среди сверстников. Эти дети могут иметь хорошо развитую память, развитую речь и даже развитое мышление, но творческие задачи будут вызывать у них значительные трудности.
Следующим условием развития воображения является предметно- манипулятивная деятельность ребенка. В раннем возрасте ребенок совершает на первый взгляд бессмысленные действия с каждым попавшим в его руки предметом. Он вертит его, берет в рот, пытается куда-то засунуть, катает по полу. В процессе этой деятельности ребенок учится всесторонне исследовать предмет. Постепенно он получает представления о свойствах и функциях предмета, составляет его образ. Чем больше предметов доступно ребенку для подробного изучения – тем лучше. Закладываемые в процессе предметной деятельности образы так же составляют основу воображения. Кроме того, в процессе взаимодействия с предметами развивается мелкая моторика, которая напрямую связана с процессами мышления и воображения.
Забегая вперед, отметим специфику воображения дошкольника. Без динамики и движения у ребенка дошкольного возраста не будет возникать ни одного образа. У детей всегда не просто слон, а слон, который приехал из Африки, сейчас его обидели и он грустит, но потом он найдет маму, она успокоит сына, и т. д. От развития моторики в этом возрасте будет также прямо и непосредственно зависеть уровень продуктивной деятельности, влияющей на качество воображения.
С развитием предметно-манипулятивной деятельностью ребенок постепенно узнают функции предметов. Осознавая функции той или иной вещи, он учится переносу функции на другие предметы или на себя, о чем мы писали выше. В этот период возникает детская игра.
Во время предметно-манипулятивной деятельности так же развивается речь ребенка. Становление речи тесно связано с развитием мышления и воображением. По сути, отдельные слова детской речи являются результатом деятельности воображения – это перенос смысла и функций предмета в слово. Л. С. Выготский писал, что наиболее значительный скачок в развитии воображения ребенка связан с возникновением у него речи. Если ребенок поздно овладел речью или имеет речевые нарушения, он будет испытывать трудности при решении творческих задач, что значительно замедлит его развитие.
Получается, что необходимыми условиями для развития воображения являются : эмоциональное общение со взрослыми, активное развитие предметно-манипулятивной деятельности и развитие речи. Сама функция воображения в раннем детстве не выделяется отдельно, но развивается в рамках предметно-манипулятивной деятельности ребенка. Во время кризиса трехлетнего возраста воображение начинает постепенно формироваться как отдельная психическая функция.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в развитии продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация) можно выделить три этапа. Вначале ребенок может осмыслить нарисованное или слепленное им только после того, как он закончил рисовать или лепить, т. е. он придает смысл уже готовому продукту. Даже если в начале работы ребенок намеревался изобразить машину, это совсем не значит, что, сделав ее, он не объявит, что это – мама. Другими словами, даже если замысел и существует, он не всегда играет ведущую роль в деятельности ребенка.
Постепенно ребенок учится придавать смысл продукту деятельности в процессе работы. Однако ребенок все еще зависит от обстоятельств, т. е. от
наличия тех или иных материалов. Например, не имея зеленого карандаша, ребенок не станет рисовать траву или листья на дереве, и не станет лепить яблоко из пластилина, если не может скатать шарик.
Только к концу дошкольного возраста ребенок учится импровизировать, становясь независимым от внешних обстоятельств реализации творческой деятельности.
Выделяя этапы развития воображения как отдельной психической функции нельзя не отметить схожесть их со стадиями развития продуктивной деятельности, выделенными Д. Б. Элькониным.
Первый этап развития воображения приходится на 2,5-3 года. На данном этапе взрослым необходимо создавать такую предметную среду, которая позволяла бы домысливать и воображать. Если ребенок находится в ситуации, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях, это создает препятствия развитию творческого начала и воображения.
Так, например, дети, имеющие в своем арсенале различные бытовые предметы и предметы, подобранные на улице (палочки, камушки, шишки, желуди, а так еже игрушки широко спектра использования (кубики, конструктор, гораздо быстрее и успешнее начинать решать творческие задачи и использовать эффект переноса функции.
Следует помнить, что на данном этапе крайне важны отношения ребенка со взрослым. Взрослые и другие дети должны быть образцами для подражания, однако следует избегать слишком четких инструкций, давая ребенку самому отметить значения того или иного действия и перенести его на себя. В этот период закладывается фундамент, без которого дошкольник не овладеет основами совместной деятельности.
Таким образом, развитие воображения на первом этапе связано со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. Наиболее известной задачей-игрой такого типа является «змейка Рубика»,где взрослый или другой ребенок придает ей определенную конфигурацию, а ребенок должен догадаться, что это такое. Подобную задачу можно предложить и в рисунке, и даже тогда, когда нет никакой «змейки» или другого материала, а фигура для осмысления создается взрослым (жестами, мимикой).
На втором этапе развития происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игре становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основной поддержкой игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета- заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение становится самостоятельным процессом.
Третий этап (от 4 до 5 лет) – в это время возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальные объекты, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Выготский Л. С. Психология. – М. : ЭКСМО – Пресс, 2002. – 256 с.
3. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
4. Кравцова Е. Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 12. – С. 15-20.
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : Тривола, 1995. – 360 с.
6. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1964. – 352 с.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 188 с.
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М. : Педагогика. 1989. – 560 с.