Елена Чистикина
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре». Доклад для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы научиться говорить,ребенок должен
слышать произносимые слова и видеть предметы!
Л. В. Пупышев
Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом?
При несформированности различать звуки речи ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи. Для чего же нужен этот особый слух? Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения малыш воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее.
Публикация «„Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре“, Доклад для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух– а) это способность выделять, воспроизводить
различать звуки речи, это речевой слух;
б) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
При несформированности данной способности различать звуки речи ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко.
Примеры школьных работ по письму, подтверждающие недостаточную сформированность фонематического слуха.
А теперь немного науки…
Центры речи:
Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать, но понимают речь, когда собственная речь больного нарушена, а понимание чужой речи сохраняется. Такие люди говорят с трудом и мало, большинство ошибок осознают. Зона находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры.
Центр Вернике – участок коры головного мозга, названный по имени немецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей, обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи, преимущественно связанная с семантической кодификацией и декодификацией, представляет собой собственно вербальный анализатор.
Если центр Вернике поражен, развивается сенсорная афазия- наблюдается нарушение фонематического слуха, но физиологический слух сохранен, в результате обнаруживаются трудности понимания чужой устной речи, в письме под диктовку, наступает словесная глухота. Такой больной говорит быстро, но его речь обычно бессмысленная, потому что человек не замечает своего дефекта. С поражением этой области связана так же дисфункция называния цветов, но не их восприятия. Улышав название цвета, больной не может его выбрать правильно, так как у него нарушена связь между восприятием цвета, представлением и его словесным названием
Существуют такие понятия, как речевой и неречевой слух, которые представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках, т. е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т. е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.
Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко.
Основные этапы развития фонематического восприятия
в возрастных группах ДОУ
1 этап-развитие неречевого слуха (2 младшая, средняя группа)
2 этап -развитие речевого слуха (старшая группа)
3 этап -развитие навыка звукового анализа и синтеза (подготовительная)
группа
Прежде чем приступать к упражнениям, тренирующим звукоразличительный слух, необходимо заняться развитием неречевого слуха (2 младшая, средняя группа).
НЕРЕЧЕВОЕ ЗВУКОРАЗЛИЧЕНИЕ
Неречевой слух – это восприятие журчания воды, шороха листвы, бытовых шумов, звуков музыки. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.
Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрительный анализатор.
Игровые упражнения
«Гремит гром, гроза- закрывай глаза…»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
«У меня зазвонил телефон…»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.
«Волшебная палочка эльфа»
Предложите малышу взять «волшебную» палочку, превратиться, в эльфов и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук и попробует воспроизвести его.
«Жмурки- угадалки»
Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенку закрываем глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
«Подбери картинку или игрушку!»
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
Рекомендую ряд несложных, но полезных игр для развития фонематического слуха, которые можно выполнять в любой приемлемой для вас форме: как групповые игры, как беседы во время прогулок по парку, как развлечения во время праздника и т. п. Главное, чтобы ребенку было увлекательно, интересно, весело!
Игры для развития фонематического слуха
Выделение первого звука в словах
Педагог или взрослый показывает картинку и называет слово, просит ребенка назвать первый звук.
«Поймай звук»
Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и внимательно слушать звуки, которые будет называть взрослый. Ребенок должен «поймать звук» (хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Начинать лучше с гласных, постепенно переходя к сложным звукам речи.
2 вариант игры- «Поймай слово с заданным звуком».
Ребенку предлагаются слова. Хлопнуть надо, услышав слово с загаданным звуком.
«Найди и пропой гласные звуки в слове»
Взрослый детям предлагает произнести слово, выделить из него гласные звуки, спеть их и найти соответствующие вариации гласных букв к данным словам-картинкам, найти лишние буквы.
ИОА ЫА АИА ИЕУЫ
«Фокусник»
Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен "вытащить из шляпы" - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, в середине или в конце слова.
«Выбери словечко»
Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:
Что скатали мы зимой?. (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?. (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?. (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?. (дом, ком, гном, сом)
«Замени звук»
Задача: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
«Исправь ошибки»
Взрослый говорит предложения с ошибками, которые необходимо исправить. Эта игра всегда проходит весело.
Например:
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный …лук
С длинными усами!»
«Тает снег, течет ручей
На ветвях полно ….врачей (грачей).»
Игра «Найди пару»
Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям:
- Давайте поиграем в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….). Вариаций данной игры множество.
«Составь слова из букв главного слова»
Педагог дает детям любое, но длинное слово, предлагая из букв составить как можно больше слов. Примеры слов: игрушка, ватрушка, Чебурашка, сковорода и т. д.
«Прятки со звуком?»
Предлагаются слова с заданным звуком, взрослый просит ребенка определить, где спрятался звук в названиях картинок: в начале, в середине или в конце слова. Поставить картинку в соответствующий карман.
«Секретный звук»
Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук з: "зубы", "коза", "замок", "ваза" - и предложите ребенку угадать, какой именно звук вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.
«Зашифрованные слова»
Взрослый: "Стали буквы с цифрами дружить,
Но цифры разбежались
И буквы потерялись.
Цифры верно сосчитай,
Слово быстро разгадай. "
2 3 1 4 5 4 3 1 2 5 3 4 1 2 5
о ш к л а в к б у а с к д о а
Вот так, не заставляя ребенка зубрить и корпеть над серьезными заданиями, можно непринужденно, весело, эмоционально развивать в игре фонематический слух, выполняя основную задачу- формирование звуко-буквенного анализа, подготовка к обучению грамоте в школе.