Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Наталья Ярикова
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Тема: Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

п. Малиновский

2015 г.

Содержание

1. Актуальность. …3 стр.

2. Основная часть….6 стр.

3. Аналитические результаты опыта работы….8 стр.

4. Заключение…9 стр.

5. Литература…10 стр.

6. Перечень разработанного материала …. 11 стр.

Актуальность

Публикация «Опыт работы „Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения“» размещена в разделах

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая стоит перед педагогами дошкольного учреждения.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильной речи начиная с младшего дошкольного возраста.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Работа по совершенствованию фонематического восприятия базируется на наиболее значимых методических рекомендациях. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямин доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия фонематическим восприятием.

По мнению Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой и др., недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением слуховой дифференциации и несформированностью фонематических представлений, отражаются на письме. Поэтому, совершенствование фонематического слуха, а затем фонематического восприятия должны занимать особое место в развитии речи детей.

Изучив опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений в работе с детьми повышают качество формирования фонематического восприятия и подготовки к обучению в школе.

Поэтому решила основательно работать над темой : «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

Поставила цель: Создание системы работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Углубленно изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для развития фонематического восприятия).

3. Разработать и реализовать перспективные планы на вторую младшую среднюю, старшую группы.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня сформированности фонематического восприятия детей дошкольного возраста.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формированиифонематического восприятия детей дошкольного возраста.

Новизна темы: рационализация использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности педагога.

По результатам реализации системы работы является развитие у детей следующих интегративных качеств:

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

• Ребенок адекватно использует средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»

• Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) поставленных как взрослым, так и им самим.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

• У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

• Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Основная часть

Созданная мною система работы состоит из картотеки игр и игровых упражнений для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Для реализации системы работы были использованы следующие педагогические условия:

Учёт возрастных, речевых, индивидуальных особенностей дошкольников;

Использование игр в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах:

Привлечение родителей и педагогов в процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература, на основе которой были разработаны :

- перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую группы (Приложение 1, 2, 3) –изготовила картотеку игр и игровых упражнений на развитие фонематического восприятия (Приложение 4);

- для родителей и педагогов провела наглядно – письменные и устные консультации;

- для воспитателей провела семинар – практикум по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста» (Приложение 5);

- для родителей провела семинар практикум по теме: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игру» (Приложение 6);

- провела родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»(Приложение 7);

- непосредственно образовательную деятельность по ОО «Коммуникация» провожу с применением игр и игровых упражнений на развитие фонематического восприятия, мною были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности. (Приложение 8);

Играя с детьми, старалась способствовать развитию фонематического восприятия. Игры и игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Также старалась опираться на задачи, предусмотренныепримерной образовательной программой «Детский сад 2100».

В младшем возрасте использовала более простые игры и упражнения, например: «Кто, что услышит?», «Тихо – громко», «Иди на звук».

Для детей старшего дошкольного возраста игры и игровые упражнения усложнялись : «Разложи картинки на группы», «Это тоже я могу», «Слова длинные – короткие».

На протяжении всей работы у детей прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться.

Аналитические результаты опыта работы

Для определения уровня развития фонематического восприятия у детей, руководствовалась методикой обследования фонематического восприятия Г. В. Чиркиной.

Сравнительная диаграмма уровня развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста в % за 2017-2018г.

2016 -2017 2017 -2018

- высокий уровень - низкий уровень - средний уровень

Дети к старшему дошкольному возрасту :

Развитие фонематического слуха :

- дифференцируют гласные и согласные, согласные фонемы различают по звонкости, глухости, мягкости, твердости.

- определяют позицию звука в слове (в начале, середине и конце слова);

Обучение звуко – слоговому анализу

- звуковой анализ слогов и слов;

- дифференциация понятий звук и буква.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по развитию фонематического восприятия детей дошкольного возраста с 2012 по 2014г. повысился на 37 %.

Заключение

Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование игр и игровых упражнений способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, а в дальнейшем качественного чтения и письма.

На данный момент работаю на старшей группе детского сада, использую игры и игровые упражнения, как в режимных моментах (на прогулке, в индивидуальной работе, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, так и в непосредственно образовательной деятельности.

В дальнейшем хочу продолжить работу по данной теме с детьми подготовительной к школе группе. Планирую пополнить картотеку игр, разработать пособия, а также подобрать информацию для родителей детей подготовительной группы, используя нетрадиционные формы работы (Вечер вопросов и ответов, круглый стол, устный журнал).

Список литературы

1. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников Практическая психология и логопедия, №5, 2006.

2. Дьякова Н. И. Название: Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Издательство: Сфера. ,2010г

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, - 112 с.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : Учеб-но-метод. пособие к раб. тетр. "От слова к слову» M., 2007г.

4. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чё тко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Вентана – Граф, 2007.

5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. Издательство: Гном и Д., 2005г.

Перечень разработанного материала

1. Перспективные планы вторая младшая, средняя, старшая группы.

2. Картотека игр и игровых упражнений по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

3. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ОО «Коммуникация».

4. Консультации для педагогов: «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников», «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

5. Консультации для родителей: «Формирование фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста», «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста», «Фонематическое восприятия. Что это такое и как его развивать?», «Игры для развития фонематического слуха».

6. Памятка для родителей «Нарушение фонематического восприятия».

7. Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста».

8. Семинар- практикум для родителей по теме: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игру».

9. Конспект родительского собранияна тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей».

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре» Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом? При несформированности.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Опыт работы на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализацию сказок» Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок" Выступление свое хочу начать с эпиграфа А. С. Пушкина.

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность». «Ведь от того,.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализаРазвитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи» Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны. Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Опубликовано: 16 мая 2019 в 06:23
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ярикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД