МААМ-картинки

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Елена Василевская
Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Многие дети получают подготовку к школе уже в детском саду. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому необходимо уделять большое внимание работе по развитию речи.

Работа над развитием речи включает в себя следующие разделы:

пополнение словаря;

усвоение грамматического строя;

Темочки:

обучению рассказыванию;

выработка правильного произношения звуков.

Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и педагогов, и поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р, оглушение звонких согласных и др.

Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной речи.

В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие;

моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно влияет на развитие речи. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этом случае косноязычие (т. е. расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение) вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто, среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие.

Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы, особенно звуки, близкие по звучанию, например, п - б, с - ш, л - р.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Работа по развитию фонематического восприятия проводиться в следующей последовательности:

знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

узнавание звука в слове.

определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).

различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).

придумывание слов на определенный звук.

Предлагаем Вашему вниманию ряд игр и упражнений, направленных на:

- развитие фонематических процессов,

- обогащение словаря,

- активизацию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений

«Звуковая зарядка».

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

«Послушай и запомни».

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает предложение, а ребенок должен запомнить и воспроизвести окончание предложения без ошибок.

В магазине бочки.

На вербе распустились почки.

Также прорабатываются предложения:

Мы хотим пить. Собаку не надо бить.

Трактор стоит на пашне. Солдат дежурит на башне.

У гнома маленький дом. Слепили снежный ком.

Соловей громко пел. Снег лежит бел.

«Что слышно?»

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться.

Ход игры.

1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он слышал.

2-й вариант. По сигналу взрослого внимание ребенка обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем ребенок должен рассказать, что где происходило.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре» Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом? При несформированности.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Тема: Формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализаРазвитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия.

Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве – одна из задач математического.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]! Определение звучания игрушек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2019 в 23:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Василевская (УИ 1081587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД