Елена Василевская
Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Многие дети получают подготовку к школе уже в детском саду. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому необходимо уделять большое внимание работе по развитию речи.
Работа над развитием речи включает в себя следующие разделы:
пополнение словаря;
усвоение грамматического строя;
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
обучению рассказыванию;
выработка правильного произношения звуков.
Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и педагогов, и поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р, оглушение звонких согласных и др.
Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной речи.
В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
слух и фонематическое восприятие;
моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно влияет на развитие речи. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этом случае косноязычие (т. е. расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение) вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто, среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие.
Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы, особенно звуки, близкие по звучанию, например, п - б, с - ш, л - р.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.
Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.
Работа по развитию фонематического восприятия проводиться в следующей последовательности:
знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
узнавание звука в слове.
определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).
различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).
придумывание слов на определенный звук.
Предлагаем Вашему вниманию ряд игр и упражнений, направленных на:
- развитие фонематических процессов,
- обогащение словаря,
- активизацию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений
«Звуковая зарядка».
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
«Послушай и запомни».
Цель: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает предложение, а ребенок должен запомнить и воспроизвести окончание предложения без ошибок.
В магазине бочки.
На вербе распустились почки.
Также прорабатываются предложения:
Мы хотим пить. Собаку не надо бить.
Трактор стоит на пашне. Солдат дежурит на башне.
У гнома маленький дом. Слепили снежный ком.
Соловей громко пел. Снег лежит бел.
«Что слышно?»
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться.
Ход игры.
1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он слышал.
2-й вариант. По сигналу взрослого внимание ребенка обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем ребенок должен рассказать, что где происходило.