Соломоненко Наталья Викторовна
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии».
Выполнила:
учитель-логопед
Соломоненко Н. В.
Ставрополь, 2019 год
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Информационная карта проекта
Автор проекта: Соломоненко Наталья Викторовна, учитель-логопед
Продолжительность проекта – 2 года
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта – воспитанники старшей логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Возраст воспитанников : 5-6 лет.
Проблема: недоразвитие фонетико-фонематической системы языка.
Актуальность
Мониторинг речевого развития старших дошкольников показал, что большой процент детей имеют нарушения фонематического слуха и восприятия. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы детей, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.
При планомерной работе формирования фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают материал в игровой форме.
Цель данного проекта: формировать и развивать фонематический слух, учить различать на слух звуки, называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Задачи проекта:
Для воспитанников — формирование и развитие навыков речевого дыхания, фонематического слуха, слухового внимания и памяти.
Для педагогов: использование игр, упражнений по формированию, совершенствованию у детей навыков речевого дыхания, развитию фонематического слуха и слухоречвого внимания и памяти.
Для родителей: донести до родителей значимость формирования фонематического восприятия. Научить использовать в домашних условиях игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.
Итоговое мероприятие: «Приключения Звукоешки» ---развлечение.
Продукты проекта:
Игры, упражнения, направленные на формирование и развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.
Игры для детей : «Звукоешка», «Ромашка» «Паровозик», «Рыболов», «Путаница».
Пособия на развитие речевого дыхания.
Для педагогов: картотека игр с мячом, картотека игр на развитие и формирование фонематического восприятия, ИКТ.
Для родителей: буклеты, журналы «Для заботливых родителей». Показ открытых моментов. Мастер-класс, групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты:
Для детей : сформированность навыков фонематического восприятия, способствующие развитию фонематических систем языка.
Для педагогов: совершенствование знаний, необходимых для успешной коррекции фонетико-фонематических нарушений.
Для родителей: получение практических навыков и умений.
Ресурсное обеспечение проекта.
Программно – методическое сопровождение проекта:
1. Изучение методической литературы.
2. Подбор диагностического инструментария.
3. Подбор дидактических игр и интерактивных игр для развития фонематического слуха.
4. Разработка конспектов индивидуальных логопедических занятий.
5. Разработка семинара-практикума для педагогов.
Материально – техническое сопровождение проекта:
1. Приобретение методической литературы.
2. Создание картотеки интерактивных игр.
3. Приобретение дидактических игр, пособий.
План реализации проекта
1 блок — работа с детьми
• Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.
• Игры и упражнения, направленные формирование и развитие фонематического восприятия.
• Использование ИКТ в коррекции фонетико-фонематических нарушений.
• Итоговое развлечение «Приключения Звукоешки»
Первый этап. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Можно предложить детям игру «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.
Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит, а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап – развитие различения речевых звуков. Здесь можно предложить множество интересных увлекательных игр и упражнений. Например
игра «Правильно-неправильно».
1. вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Пример: пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2. вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Чудесная удочка»
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место звука в слове».
Каждый ребенок получает карточку. взрослый показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
1. вариант. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
2. вариант. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Для того чтобы работа по формированию фонематического слуха была успешна, занятия должны быть систематическими, на протяжении длительного времени.
2 блок — работа с педагогами
• Разработка на формирование Ф. В.
• Мастер-класс «Значение формирования фонематического восприятия у детей»
3 блок — работа с родителями
• Буклеты
• Журнал «Для заботливых родителей» — советы логопеда по формированию Ф. В.
• Мастер- класс для родителей
• Показ открытых моментов на родительском собрании
Результат проекта:
- заинтересованность родителей по данной теме;
- разработка и изготовление дидактических игр;
- реализация проекта.
Перспектива развития проекта:
Данный проект имеет широкую перспективу развития, так как в подготовительной группе мы продолжаем работу по данному направлению. Знакомим родителей с задачами, которые мы решаем в подготовительной группе по формированию навыков фонематического восприятия, способствующие развитию фонематических систем языка.
Литература:
1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников /. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова слышать звуки / – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки /. – М. : Мозаика-Синтез, – 112 с.
4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 стр.
6. Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
7. Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" — Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83
8. Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
9. Селивёрстов игры с детьми. — М. : ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
10. Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
11. Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып. 13. 1948. – С. 101-1