Юлия Баширова
Развитие детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие детей с задержкой психического развития"»
Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — «запущенная» ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.
Публикация «Развитие детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психи-ки ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отстало-сти, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.
Признаки ЗПР у ребенка
Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.
Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некото-рые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словар-ный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные пред-меты или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение инфор-мации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или педагога. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.
Причины задержки психического развития
Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеаль-но развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном поряд-ке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию.
К физиологическим причинам ЗПР относят:
Тяжело протекающие беременность и роды.
Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок ста-новится физически ослабленным.
Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.
Социальными причинами являются:
Педагогическая запущенность.
Стрессовая ситуация.
Неблагоприятная обстановка в семье.
Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.
На что обратить внимание:
Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, на-оборот, находиться в тревоге или беспокойстве.
Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.
Занятие на познавательное развитие даются с большим трудом.
Развитие речи не соответствует возрастным нормам.
Можно ли помочь ребенку с ЗПР
Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости го-ворит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной ра-боте и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно до-биться того, что учеба выправится, а сам ребенок вполне догонит своих сверстников.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер.
Наблюдение врача психиатра, невролога. Медикаментозное лечение сочетается с работой учителя-логопеда, учителя-дефектолога, нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить си-туацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшаю-щие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необ-ходимы и коррекционные занятия.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, прило-жить усилия и работать всем в комплексе.
Если у ребенка ЗПР — советы родителям
• Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
• Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
• Если врач прописал медикаментозную терапию, значит это необходимо. Од-нако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с дефектологом, логопедом, психологом, нейропсихологом помогут справить-ся с проблемой.
• Подберите хороших специалистов. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
• Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.
Коррекция ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными уси-лиями можно помочь ребенку догнать сверстников.