Папки-передвижки

Развитие детей с задержкой психического развития

Юлия Баширова
Развитие детей с задержкой психического развития
▼ Скачать +Заказ

"Развитие детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — «запущенная» ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

Публикация «Развитие детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психи-ки ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отстало-сти, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некото-рые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.

Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.

Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словар-ный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.

Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные пред-меты или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение инфор-мации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.

Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или педагога. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеаль-но развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.

Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном поряд-ке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

Тяжело протекающие беременность и роды.

Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок ста-новится физически ослабленным.

Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

Педагогическая запущенность.

Стрессовая ситуация.

Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.

Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, на-оборот, находиться в тревоге или беспокойстве.

Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.

Занятие на познавательное развитие даются с большим трудом.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости го-ворит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной ра-боте и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно до-биться того, что учеба выправится, а сам ребенок вполне догонит своих сверстников.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер.

Наблюдение врача психиатра, невролога. Медикаментозное лечение сочетается с работой учителя-логопеда, учителя-дефектолога, нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить си-туацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшаю-щие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необ-ходимы и коррекционные занятия.

Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, прило-жить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

• Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.

• Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

• Если врач прописал медикаментозную терапию, значит это необходимо. Од-нако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с дефектологом, логопедом, психологом, нейропсихологом помогут справить-ся с проблемой.

• Подберите хороших специалистов. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

• Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Коррекция ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными уси-лиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряженияИгры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 22:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Баширова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД