Ольга Мамонова
Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность на педагогов, работающих с подрастающим поколением, а именно, на людей, которые первыми начинают обучение и воспитание дошкольников в раннем детстве, первыми после родителей: это воспитатели детских садов, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, педагоги дополнительного образования.
Публикация «Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года) раскрывает требования к программе ДОУ, которая должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности (п. 2.4).
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. «В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка [5, С. 56].»
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах [3, С. 5].
Игра формирует личность ребенка. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. К игровому методу относят специально организованную игровую деятельность, в том числе и подвижную игру [4, С. 126].
Педагоги в детских садах используют игры на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях, на прогулках, физкультурных досугах и спортивных праздниках, дети старшего дошкольного возраста самостоятельно организуют игры в свободное время.
В игре происходит моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого; игры создаются с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду; с целью проверки готовности к жизни; с целью развития и совершенствования основных видов движения.
Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». По утверждению П. Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
В связи с тем, что игра является средством формирования личности ребенка, имеет оздоровительную направленность и несет положительные эмоции. Педагогам, проводящим игры необходимо помнить, что радость, веселье является обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл, т. к. положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. А это в свою очередь предъявляет высокие требования и к сюжету игры, и к методике ее проведения. Педагог, инструктор по физическому воспитанию должен проводить игру эмоционально, нести «эстетику движений», индивидуально подходить к каждому ребенку, точного соблюдать правила игры.
Игры, приводящиеся в режиме дня дошкольника, находящегося в детском саду, формируют у детей:
• умение ориентироваться в пространстве;
• обучают в игре безопасному передвижению по улицам;
• развивают творчество, выразительность и красоту движений;
• формируют самоорганизацию;
• учат контролировать и рассчитывать свои силы.
Игра является универсальным средством полноценного психического развития ребенка:
1. Игры с правилами учат подчиняться этим правилам, выполнять задания в соответствии с определенным алгоритмом. Правила регулируют поведение и действия детей, регулируют взаимоотношения в коллективе, содействуют формированию воли, коллективизма, умению помогать друг другу, воспитывают честность и дисциплинированность (например «Два мороза», «Меткий стрелок», «Шишки, желуди, орехи», «Бездомный заяц», «Выбивала», «Ловишки» и др.)
2. Игры с заданиями развивают внимание, логическое мышление («Найди предмет», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Совушка», «Рыбак», «Метко в цель» и т. д.).
3. Перевоплощение в игровой образ требует от детей активной умственной деятельности, проявления воображения («Лохматый пес», «Курочка хохлатка» и др.).
4. Необходимость запоминать сюжет, слова, правила развивают память («Мой веселый звонкий мяч», «Космонавты», «Гуси-лебеди», «Мыши в кладовой»).
5. Коммуникативные игры тренируют умение работать в коллективе, общаться, сотрудничать с другими детьми и взрослыми («Выбивала», «Эстафеты», «К своим цветам» и пр.).
6. Развивается творчество детей, воображение, особенно во время музыкально-подвижных игр («Выполни правильно», «Угадай кто?», «Угадай чей голосок?» и др.).
7. Постоянное изменение условий игры заставляет детей искать новые пути решения возникающих задач, а это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества и сообразительности.
8. С помощью игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности и тренируют детей в ориентировке в пространстве («Коршун и наседка», «Поймай комара» и др.).
9. Замена реальных образов символами (например «домик» это веревочка на полу, обруч «кочка» или «гнездо», ленточка «дорожка» или «ручеек» и т. д. : перенос значений в игре путь к символическому мышлению).
10. Подчинение правилам игры – школа произвольного поведения и способствует появлению у детей логического мышления
11. Игры дошкольников часто сопровождаются словами (стихами, речитативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объясняют, какое движение и как надо выполнить, являются сигналом для начала и окончания движений. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речитативов подвижной игры.
Игры являются действенным средством и полноценного физического развития ребенка:
1. Подвижные игры влияют на физическое развитие дошкольников, т. к. действуют на определенные мышечные группы ребенка, благодаря чему формируется мышечный корсет туловища, укрепляются своды стопы, формируется правильная осанка
2. Во время игры происходит развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируются обменные процессы, развивается двигательный аппарат
3. Подвижные игры развивают физические качества. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели. А не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения
4. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Таким образом, мы видим, что игра являются универсальным средством полноценного развития ребенка и применяются не только для физического развития, но и для оптимизации психических функций детей. Она помогает развивать у детей все психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.
Если подбирать игры методически грамотно, с учетом сенситивных периодов развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, то, процесс этот значительно упрощается. В частности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления. Физическая активность дошкольника имеет первостепенное значение для протекания психических процессов. А методически грамотное распределение и проведение игр в режиме дня, в течение недели, на протяжении всего года поможет дошкольнику раскрыть свои двигательные способности и мобилизовать физические и психические силы. Главная задача педагога – научить детей играть активно и самостоятельно, регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям, быстро принимать решения. Таким образом, играя, дошкольники обретут необходимые важные качества, формирующие гармонически развитую, активную личность.
Далее приведены несколько подвижных игр, применяемых нами в работе с детьми второй младшей группы. Игры проводятся как в непосредственно в группе, так и на улице.
Подвижная игра «Это я, Петрушка».
Цель: формировать навыки восприятия интонации; развивать слуховое восприятие, развивать общую моторику и координацию движений; развивать интерес к театрализованной игровой деятельности.
Ход игры:
Дети повторяют движения Петрушки согласно тексту стихотворения:
Я – Петрушка весельчак.
Хлопайте в ладоши,
Повторяйте всё за мной
В этот день хороший!
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель игры: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться; увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова воспитателя; повышение эмоционального уровня и сплоченности группы.
Ход игры: «Медведь» садится на корточки и изображает сон (складывает ладошки, наклоняет голову и кладет ладошки под голову). Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. Воспитатель произносит стишок:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
«Медведь» рычит, дети разбегаются. Тот кого догонит медведь становится следующим «медведем».
Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель игры: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.
Ход игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.
Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.
Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.
Подвижная игра «Коза рогатая»
Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Ход игры: воспитатель надевает эмблему с мордочкой козы на одного ребенка, стоящего в центре хоровода. Дети идут хороводом и произносят текст, выполняют соответствующие действия.
Идет коза рогатая, (Показывают рожки.)
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ – топ - топ, (Топают ногами.)
Глазками хлоп – хлоп - хлоп. (Моргают глазами.)
Кто каши не ест,
Молока не пьет?
Забодаю! Забодаю! («Коза» делает вид, что бодает детей.)
Дети разбегаются по площадке или, «коза» начинает «бодаться» и кричать: «Ме-е-е!»
По желанию детей игра повторяется 2–3 раза.
Используемая литература
1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
2. Лесгафт П. Ф. Избранные труды. / сост. И. Н. Решетень. – М. : Физкультура и спорт. – 1987. – 359 с.
3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. – СПб: «Детство – Пресс», 2002. – 160 с.
4. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. училищ. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с., ил.
5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: под ред. Д. И. Фельдштейна / вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие.