Жанна Машина
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет- одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного возраста. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно : в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей дошкольного возраста цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых). Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребёнка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.
Публикация «Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветовидения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребёнка к изобразительному творчеству.
Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребёнка в целом.
Таким образом, проблема формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста :
1. обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения ;
2. мало отражена в научно- методической и учебной литературе для дошкольников ;
3. нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала ;
4. интересна и перспективна в условиях информатизации общества и глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно – нравственный и творческо- эстетический потенциал личности.
Занятия по развитию цветовосприятия направлены на развитие у детей способности, чувствовать и передавать в своей работе эмоциональную выразительность цветовой гаммы, соотносить возможности цвета с другими средствами выразительности (тон, линия, пятно), на совершенствование эмоционально- чувственной сферы ребёнка, его способностей со- переживать, радоваться, сочувствовать окружающему миру.
Основные условия организации и проведение занятий : а) непринуждённая обстановка (дети располагаются на коврике или по кругу за большим столом так, чтобы каждому были видны пособия, которые демонстрируются по ходу разворачивания сказочного сюжета) ; б) может звучать фоновая музыка; в) между педагогом и детьми должны быть доверительные отношения.
Алгоритм действий детей : 1) предварительное знакомство с иллюстративно- дидактическим материалом (восприятие цветовой гаммы) ; 2) слушание литературного произведения ; 3) выбор фрагмента, «странички» соответствующей настроению и адекватного образа персонажа (свой выбор ребёнок должен обосновать, в случае расхождения мнений детей надо помочь им дополнительными вопросами) ; 4) любование результатами своего труда, обсуждение работ других детей.
Требование к сказочно – иллюстративному ряду : цветные листы, отражающие различные эмоциональные состояния с помощью цветовых сочетаний (такие листы педагог готовит заранее, используя акварельную технику «по-сырому» методом вливания цвета в цвет. Количество листов зависит от «страничек» игры- сказки. Цветовая палитра также должна максимально соответствовать её содержанию. Изображение персонажей –яркие, красочные.
Учитывая природу творчества детей, можно предложить им импровизировать, обыгрывать сюжет сказки- игры,с помощью мимики, жестов передавать характер и настроение персонажа в конкретных ситуациях.