Елена Страдина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка.
Доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Уровень развития мелкой моторики определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Цель:
Изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Подбор диагностических средств по обследованию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Понятие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов до очень сложных.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве.
Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс.
3-4 месяцев у ребенка появляется локтево-ладонная хватка: хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем.
5-6 месяцев - радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него.
8-9 месяцев - хватка с помощью пальцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами.
11-12 месяцев наблюдается щипающая хватка: держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.
2 года - держит ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест).
4 года - начинает совершать движения кистью и пальцами, наблюдается хватка щетки.
5 лет - хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами.
6 лет развивается - противостояние большого пальца
7 лет - ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Все игры и упражнения можно разделить на группы:
игры с водой и песком;
пальчиковые игры;
игры на вкладывание;
упражнения с предметами;
игры с конструкторами.
Изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Важно выявить у детей умения:
правильно держать карандаш, ручку;
раскрашивать предметы в пределах контура;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном листе.
Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка.