Татьяна Савченко
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в ДОУ для старших дошкольников «Путешествие в страну вулканов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Путешествие в страну вулканов!
ЦЕЛЬ:
1. Познакомить детей с интересной профессией-вулканолога.
2. Формировать представление о том, что же такое вулкан, о его видах, об опасностях, которые они представляют для природы и человека.
3. Помочь детям самостоятельно проводить эксперименты и готовить выводы по проведенным по ним.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в ДОУ для старших дошкольников „Путешествие в страну вулканов“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
4. Воспитать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, развивать самостоятельность и настойчивость.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию познавательной активности у детей, творческого воображения.
2. Формировать представления о природном окружении и об явлениях в природе
3. Развивать коммуникативные навыки, мыслительные процессы, умение оказывать помощь близким.
4. Закрепить умение пользоваться различными приборами с соблюдением техники безопасности.
Материалы: письмо, презентация с изображением вулканов, вулканолога, поднос, пробирка с водой, пищевой краситель (можно использовать гуашь, пипетка, сода, лимонная кислота, ложка, фартуки, нарукавники, шапочки на голову.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети проходят в зал и садятся на стульчики, раздается стук в дверь: в зал заходит почтальон и передает педагогу письмо:
Педагог зачитывает детям письмо, в котором говорится, что его знакомый, давно уже работает вулканологом и сейчас отправляется в новую экспедицию, но пока не может в нее отправится, так как ему нужны помощники.
Воспитатель показывает на доске изображение «Вулканолога» и интересуется у детей, знают ли они кто это? Выслушав детей, воспитатель говорит детям, что это и есть его друг, который работает вулканологом, а также воспитатель говорит детям, что существует такая наука-вулканология (наука, изучающая вулканы).
Воспитатель предлагает детям отправится в ту самую экспедицию.
II. Основная часть занятия.
Воспитатель говорит детям, что чтобы они смогли отправиться в экспедицию, ему нужно проверить их знания и загадывает детям загадку:
Педагог загадывает загадку:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель спрашивает у детей:
- Дети, а что такое вулкан? (ответ детей) -На доске показывает картинку вулкана.
Воспитатель напоминает детям, что мы живем в огромной стране, а основная часть вулканов находится на Дальнем Востоке, Камчатке и Курильских островах. (педагог показывает карту РФ).
Воспитатель задает детям вопрос и просит детей подумать и предположить почему же вулкан все-таки называется вулканом. (дети отвечают)
- Воспитатель рассказывает легенду о вулкане :
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель спрашивает у детей понравилась ли им легенда и просит детей кратко рассказать, что больше всего им запомнилось из нее.
Далее воспитатель демонстрирует на доске изображения вулканов и рассказывает им о них:
1) Действующие - это которые извергают лаву.
2) Потухшие - не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать, далее педагог демонстрирует изображения, на котором показано строение вулканов :
кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
После, педагог говорит детям:
-Ребята, теперь вы знаете практически все о вулканах, о науке, которая их изучает, вы хорошо знаете основное месторасположение вулканов в нашей стране, вы даже знакомы с легендой происхождения вулканов, теперь вы сами сможете стать настоящими исследователями и создать свой вулкан, но эта профессия требует не только хороших знаний, но и хорошей физической подготовки, предлагая вам немного размяться!
Дети встают на физ. Минутку.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Далее дети проходят за столы в «мини лабораторию»
III. Экспериментальная деятельность :
- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
- Работаем аккуратно, не торопимся
-Ничего не берем в рот!
-Все ингредиенты смешиваем аккуратно и осторожно!
-Полученные «лавы» руками не трогаем!
-Обязательно одеваем фартуки и нарукавники!
После озвученной техники безопасности дети занимают свои рабочие места.
Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана. т. е. колбу с водой, добавляем пару капель пищевого красителя (можно заменить на гуашь) насыпаем 2 столовые ложки соды, далее добавляем одну ложку лимонной кислоты. Наш вулкан просыпается!
Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь
Наблюдение "извержения" вулкана.
Воспитатель обращается к детям:
-Ну что ж ребята — вот такие красивые вулканы мы с вами оживили!
- IV. Заключительная часть.
- Вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали нового вы узнали? Что понравилось вам больше всего?