София Дрознина
«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров
Задачи:
• Формировать представление о гейзерах;
• Развивать познавательный интерес к заповедным местам малой Родины;
• Закреплять знания о правилах поведении в природе;
• Воспитывать любовь к природе Камчатки на основе знакомства с природными ценностями родного края.
Публикация «„Путешествие в Долину Гейзеров“ занятие по познавательному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материал: Презентация с изображениями гейзеров Кроноцкого заповедника, карточки для игры «Собери вулкан», наглядное пособие «Как устроен гейзер», карточки для игры «Зашифрованные картинки», гейзерит, картина с изображением Долины гейзеров. Стаканчики с краской синего цвета, нитки на каждого ребенка. Оборудование для проведения опыта: стаканы с водой, бутылочки с узким горлышком, чайная ложка, воронка, одноразовые перчатки и тарелочки на каждого ребенка; сода, лимонная кислота.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться,
Старый добрый великан –
Это дедушка (вулкан)
Почему Камчатку называют страной огнедышащих гор? (Потому что на Камчатке много вулканов.)
Выше чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы,
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Сейчас мы поиграем в игру «Собери вулкан». У меня есть картинки на которых изображены вулканы. Каждая разрезана на две части. Правила игры такие: найдите свою пару, соединив две половинки картинки, и встаньте рядом друг с другом. Раз, два, три! Начало игры! Молодцы. На что похож вулкан? (на гору, А чем он отличается от обычной горы (извергается, а чем он извергается? (огненной, раскаленной лавой). Правильно, теперь садитесь на стульчики.
Сегодня я хочу пригласить вас в необычное место, где из под земли бьют фонтаны горячей воды, в Долину Гейзеров.
За лесами, за долами среди гор и вулканов лежит сказочная долина. Горы и вулканы стоят в снегу, а здесь в долине зеленая трава и яркие цветы. Долгое время никто не догадывался, что на Камчатке есть гейзеры. Потому, что они были хорошо спрятаны. Но однажды люди узнали об этом сказочном месте. А случилось это так.
Женщина геолог Татьяна Устинова измеряла температуру в горной реке Шумная, один раз измерила, другой и глазам своим не поверила, вода в Шумной была намного теплее, чем в других горных речках. Что за чудо? Кто воду в речке подогревает? Пошла она по берегу и совершенно неожиданно для себя оказалась в нескольких метрах от струи кипятка, которая била из-под земли и впоследствии сменилась клубом пара. «Гейзер!», воскликнула Татьяна. Она оглянулась вокруг. Из земли то тут, то там выбивались столбы пара и горячей воды. Это же гейзеры! Вот чудеса! Двадцать четыре гейзера увидели ученые в сказочной долине и каждому дали свое название. Гейзер, который обнаружили первым, назвали «Первенцем». Как вы думаете, как назвали самый большой и высокий? – «Великан». Гейзер который фонтанировал сразу из трех отверстий «Тройной». А с названием гейзера «Коварный» связана печальная история. Как то раз, пришел в долину медведь после зимней спячки, подошел близко к источнику поскользнулся на ледяной корке и свалился прямо в кипящую воду. С тех пор гейзер стали называть «Коварный». Были в долине и другие гейзеры, находились они на склоне реки Гейзерная, и таким красочным и разноцветным был этот склон, что назвали его «Витраж». Многие хотят посетить это чудное место, и я вас приглашаю погулять по Долине гейзеров.
Физминутка:
По Долине мы шагаем
За природой наблюдаем (шаги на месте)
Вот он, гейзер Великан!
Мощно бьет его фонтан (Руки через стороны вверх)
Слева «Грот», а справа «Печка» (повороты туловища вправо и влево)
Ох, пыхтит ее сердечко.
«Грозный», «Первенец», «Тройной»
Кипяток вверх бьет струей (руки через стороны вверх)
Гейзер «Плачущий молчит» (показать знак тишины)
Но он скоро зажурчит,
Выбросит свой белый пар (присели, поднялись, руки вверх)
Вот природы щедрый дар.
К гейзерам не подходите (шаги на месте)
Руки, ноги берегите (спрятать руки за спину)
Ну, а если подкрадетесь,
Сильно, сильно обожжетесь.
Почему можно обжечься? (кипяток)
Каждый гейзер извергается кипятком через определенное время, словно кто то открывает кран. Откуда же появляется эта вода? И почему она горячая? И что заставляет ее выстреливать фонтаном в воздух? Как же это происходит?
Дело в том, что у каждого гейзера есть отверстие, то которое мы видим на поверхности земли, называется – грифон. Вниз от грифона идет канал, он уходит вглубь земли, соединяя гейзер с подземными водами. В недрах земли очень горячо, вода нагревается и образуется пар. Он не может сразу выйти наружу. А когда пара скапливается очень много, он с силой выталкивает горячий водяной столб вверх, и мы видим гейзер.
В воде, которую выбрасывают гейзеры, содержится много соли и минеральных веществ. Соль остается вокруг грифона и откладывается в причудливую форму. Такую форму называют гейзерит.
Хотите посмотреть на гейзерит? А потрогать?
Вопросы детям:
- Как это называется? (гейзерит)
- Где он образуется? (вокруг гейзера)
- Названия каких гейзеров вы запомнили?
- Что выбрасывают гейзеры вверх?
- Почему нельзя близко подходить к гейзерам?
- Как называется место, где живут гейзеры?
Думаю теперь вы сможете отгадать мою загадку:
Ждут туристы за оградой,
Что вот-вот забьет фонтан,
Но желанную прохладу
Нам не даст сей чудо кран. (Гейзер)
Правильно. Посмотрите, у меня на большой картине нарисованы гейзеры. Но их не видно, потому что они не извергаются. Давайте мы с вами дополним рисунок фонтанами воды. А делать мы это будем необычным способом, с помощью нитки.
Дети выполняют коллективную работу.
Посмотрите, какие разные гейзеры у нас получились, как настоящие. А пока краска на нашей картине сохнет я расскажу вам еще одну историю, которая произошла в долине гейзеров. Усаживайтесь поудобнее.
Долина гейзеров это крохотный уголок земли на Камчатке. Но однажды сошел чудовищный грязевой поток, завалил грязью, камнями и снегом половину горячих источников Долины. Он перегородил реку Гейзерную, и вода в реке поднялась и затопила другую половину Долины. Все думали, что Долина умерла.
Но, через год сильные гейзеры пробились наружу, Долина ожила, зашумела река Гейзерная, но некоторые гейзеры так и остались под толщей грязевого потока. Больше мы не сможем увидеть гейзер «Тройной», Сахарный и многие другие.
Как вы считаете, что должны делать люди, что бы такие заповедные места никогда не исчезли с нашей планеты? (Соблюдать правила поведения в заповедных местах) Верно!
Мы сейчас поиграем в игру «Зашифрованные картинки».
У меня в коробке лежат карточки-картинки, они зашифрованные. На них нарисовано то, что нельзя делать в заповедных местах. Выбираем шифровальщика, который своими движениями будет показывать эти правила. Все остальные ребята будут разгадывать.
Шифровальщик движениями показывает, что нельзя рубить деревья, стрелять в зверей, бросать мусор, топтать траву, рвать цветы, громко кричать.
Молодцы! Все правила расшифровали. И я могу показать вам особенный гейзер, Для этого я приглашаю вас в научную лабораторию.
Это гейзер «Малый». После схода селя он оказался затоплен водами реки «Гейзерной». И ученые думали, что он никогда уже не будет работать, потому что этот гейзер даже через год остался под водой. Но спустя время он проснулся, и сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, как он работает под водой.
Эксперимент «Подводный гейзер».
На этом наше увлекательное путешествие в долину гейзеров заканчивается.
Что запомнилось вам на нашем занятии?