Мария Алейник
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегративное занятие по познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Наш родной край – наша Родина»
Цель: Расширять представления детей о том, что такое Родина. Помочь создать образ Родины средствами художественного слова, элементов театрализации. Систематизировать знания детей о родном крае. Закрепить знания об особенностях природной зоны родного края, о крупных промышленных городах и водоёмах. Учить работать со схемой, моделировать карту Ростовской области, передавая пространственное расположение объектов. Закрепить умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы) и однокоренные слова. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Публикация «Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Наш родной край — наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Предварительная работа:
Рассматривание географической карты Ростовской области. Беседы о природе родного края : флоре и фауне; о промышленных предприятиях, городах ростовской области. Аппликационные работы по созданию схемы Ростовской области. Дидактические игры по закреплению знаний о Донском крае; чтение легенд, рассказов об историческом прошлом родного края; рассматривание фотоснимков, иллюстраций по теме.
Ход занятия:
В - ль: В. А. Сухомлинский – известный русский педагог в одной из своих книг писал: «Всё доброе и человеческое имеет своим истоком красоту. Поэтому давайте нашу беседу начнём со стихов о Родине. Кто хочет прочитать стихи?
Дети: читают стихи.
В – ль: Понимание и чувствование величия и могущества Родины тоже начинается с общения с прекрасным. Спасибо Вам за прекрасные стихи.
А теперь давайте пригласим учителя - логопеда Марию Михайловну. У неё для Вас есть сложное задание. Надеюсь, Вы с ним справитесь.
Логопед: Ребята, я предлагаю Вам подумать и назвать маленькое слово, которое живёт в слове «родина».
Дети: слово «род»
Логопед: Правильно! И это слово «род» является как бы «корнем», от которого образовалось слово Родина и от которого можно образовать другие однокоренные или родственные слова.
Посмотрите на это дерево (показывает схематично изображённое дерево). Его корни – это и есть слово «род», от которого мы с Вами сейчас попытаемся образовать родственные или, как мы их ещё называем, однокоренные слова. Подумайте, какие слова можно образовать от слова «род»?
Дети: Родина, родители, родственники, родной и т. д.
Логопед: Правильно! Это слово - корень - «род» является как бы началом, родиной этих слов и живёт в каждом из них. (Произносит все однокоренные слова, выделяя интонационно корень «род» и одновременно прорисовывая ветви дерева).
Ребята, а что вы считаете своей Родиной?
Дети: Дом, улица, Россия, Донской край.
- Молодцы! Все ваши ответы правильные. Но ещё важно понимать, что дом, улица, родной край – это наша малая Родина, а Россия – это большая, великая Родина!
- А теперь подумайте, каким словом, близким по смыслу, можно заменить слово Родина?
Дети: Отчий край, родимая сторонушка, земля родная, родной край.
- Вы подобрали тёплые и верные слова. Но каким бы словом не называлась Родина- это всегда место, где человек родился, вырос, где прошло его детство. Родина как мама. Она может быть и красивой и не очень, и нежной и суровой, и доброй и строгой, но всегда она самая любимая, самая дорогая и, конечно же, единственная для каждого из нас. Не случайно в пословицах часто родину сравнивают с матерью. Например: «Люби землю родимую, как мать любимую»
- А какие Вы знаете пословицы о Родине?
Дети: Называют пословицы.
Логопед: Чему же учит нас народная мудрость?
Дети: Любить и защищать свой родной край, свою родину.
В – ль: А давайте покажем, что надо знать и уметь, чтобы стать защитником родины.
Проводится двигательная разминка со словами:
Чтоб защитником стать,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать!
Надо много уметь!
Надо сильным расти.
Надо смелыми быть.
Надо родину крепко,
Всем сердцем любить!
В – ль: Ребята, а Вы знаете, как называется наш родной край?
Дети: Донской край. Донская земля.
- Да, мы живём на Донской земле, которую воспевали в своих произведениях многие писатели и поэты. Один из известных Донских поэтов написал:
Красотою твоей опьянён,
Ненаглядная даль степей.
Здравствуй, Шолохов! Здравствуй, Дон!
Здравствуй, сердце земли моей!
В – ль: Скажите, что воспевает поэт в этом стихотворении?
Дети: Степь. Донскую степь.
- Какое слово – определение он использует для описания степи? Какая степь?
Дети: Неоглядная.
- Какие ещё слова – определения можно подобрать к слову «степь»?
Дети: Широкая, бескрайняя, лазоревая, ковыльная, раздольная.
В – ль: Чем отличается наша природная зона от других местностей нашей страны?
Дети: Мало осадков, жаркий климат.
В - ль: Я разложила на столе карты с изображением разных природных зон, выберите ту из них, которая соответствует нашему Донскому краю.
Дети выбирают карту с изображением степной зоны.
В – ль: Донская земля, Донской край, донская степь. Как Вы думаете, от чего произошло это название?
Дети: От названия реки Дон, которая два раза пересекает нашу Донскую землю.
В – ль: В народных песнях, сказаниях Дон часто величают «Иванычем», как Вы думаете почему?
Дети: Река Тихий Дон берёт начало из Иван – озера, которое находится под Тулой.
В – ль: А как ещё ласково, с любовью в народе называют реку Тихий Дон?
Дети: Дон – Батюшка!
В- ль: Давайте послушаем, как прославляли свою реку – кормилицу казаки в своих казачьих песнях.
(Слушание казачьей песни).
В – ль: Вот какая знаменитая наша река Тихий Дон. А теперь давайте посмотрим карту – схему Ростовской области и попробуем определить, куда она несёт свои воды.
Дети рассматривают карту-схему Ростовской области. Выясняют, что река Тихий Дон из северного района течёт в Волгоградскую область, затем впадает в Цимлянское водохранилище, а оттуда течёт в Таганрогский залив Азовского моря.
В – ль: Какие ещё водоёмы изображены на схеме?
Дети: Река Северский Донец, озеро Маныч – Гудило.
В – ль: Чем является Северский Донец Дону?
Дети: Притоком.
В – ль: А кто помнит, сколько ещё рек омывают нашу Донскую землю и являются притоками Дона?
Дети:150 рек.
В – ль: Правильно! 150 рек, по берегам которых растут деревья. Поэтому преобладают у нас, конечно, степи, но есть и небольшие леса.
- А как Вы думаете, что изображено на схеме красными кружочками?
Дети: Города Ростовской области.
В – ль: Откуда появилось название «Ростовская область»?
Дети: От названия самого крупного промышленного города Ростова, который является также научным и культурным центром Ростовской области.
В-ль: Найдите на карте город Ростов. Он обозначен большим красным кружочком.
(Дети выполняют задание)
- Какие ещё города Ростовской области обозначены на карте?
Дети называют другие города, в том числе и свой родной город Донецк.
В-ль: А Вы помните, что обозначали чёрные треугольники у городов Донецк, Гуково, Шахты?
Дети: В этих городах раньше добывали каменный уголь, который служил топливом для промышленных предприятий.
В – ль: А кто сможет назвать самые крупные промышленные предприятия, которые есть в Ростовской области?
Дети: Завод сельхозмашиностроения, Вертолётостроительный завод (г. Ростов, Электровозостроительный завод (г. Новочеркасск, Авиазавод (г. Таганрог).
В – ль: А сейчас я предлагаю Вам объединиться по парам и смоделировать карту – схему Ростовской области.
(Дети моделируют карту – схему Ростовской области, используя цветовую символику: красный цвет – города, синий – водоёмы).
В – ль: Как и другие области и города России Ростовская область имеет свои отличительные символы. Какие? Назовите их.
Дети: Герб, флаг, гимн.
В – ль: Что символизируют Цвета флага?
Дети: Синий – водоёмы, жёлтый – степи Дона, красный – кровь, свободу, огонь.
В – ль: А сейчас я предлагаю Вам послушать гимн Ростовской области. Гимн всегда слушают стоя.
(Дети, стоя, слушают гимн).
Логопед: И в заключение я хочу рассказать Вам старинную легенду.
Уехал будто бы казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские. Очерствело, видимо, сердце. Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы наши девушки».
Выслушал их казак, головой покачал, но не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся казак и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чебреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет степь родная, и начал собираться в дорогу.
- Чем же пахла степь родимая, как Вы думаете? (предлагает понюхать чебрец).
Дети: Травой, мёдом, полынью и т. п.
Логопед : А я думаю, почувствовал казак запах земли родной, и потянулось его сердце в родные края. А давайте немного помечтаем, представим, что явился к нам в образе человеческом наш край родимый. Давайте спросим его:
Чем же ты пахнешь, край наш родимый,
Может ответишь детям своим ты?
(Дети инсценируют диалог с «Родным краем»).
- Волей казачьей, мёдом пчелиным,
Горькой полынью, сказанием былинным.
Солнцем палящим, цветущей травою,
Птицей, парящею над головою.
Вольными ветрами, тайной курганов,
Что хранят славу о битвах с врагами.
Речкой журчащей, криком утиным,
Что расстаются с краем родимым.
Шелестом листьев ивы плакучей,
Славой великою, силой могучей!
Песнею звонкой, что в сердце поётся!
-И всё это родиной, значит, зовётся?
-Ваша я, дети, сторонка родная!
Родина больше, очень большая!
Но здесь, на груди моей ваше начало!
Здесь сердце впервые у вас застучало!
Здесь первое слово своё вы сказали,
И первый свой шаг вы по мне прошагали.
Вам ветры мои колыбели качали,
И волосы в косы потом заплетали.
Вас солнце моё словно мама ласкало.
Вы помните, дети! Здесь ваше начало!
- Мы сделаем всё для тебя, край родимый!
Чтоб стал ты богатым и очень красивым.
Вот-вот подрастём мы и будем учиться,
Чтоб мог ты сынами своими гордиться!
Исполнятся наши любые мечты!
Но помнить клянёмся, что родина - ты!
( В конце диалога дети кладут левую руку себе на грудь и три раза произносят : «Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!»
Логопед: Ну, вот мы с Вами и рассказали всё, что знаем о родном крае.
В - ль: И не только рассказали, но и показали, как любим свой родной край, с каким интересом изучаем его историю, его достопримечательности. Я думаю, вам было интересно. Возможно, Вы захотите ещё больше узнать о нашем Донском крае. Мы ещё вернёмся к этой теме. А сейчас отдыхайте.