Светлана Александровна Мажова
Занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну Зазеркалье» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формирование у детей целостной картины мира, познавательные действия, способствовать становлению сознания.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления зеркала;
-углублять представления о качествах и свойствах поверхности предметов и объектов природы;
-привлекать к проведению простейших экспериментов.
Развивающие :
- развивать познавательно- исследовательский интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Путешествие в страну Зазеркалье“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- развивать координацию движений, мелкую моторику рук, творческие способности;
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
-вызывать положительный эмоциональный настрой, умение сопереживать, желание помочь.
Оборудование и материалы:
Сундук, зеркала, вода в ёмкости, камушки, ракушки, металлический поднос, стекло, фольга, картонные модели зеркал на каждого ребенка, различный материал (пуговицы, салфетки, бусины) для украшения рамки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас красивый сундучок.
Давайте заглянем в него.
- Ой, не открывается. Что же нам делать?
Воспитатель: Дети, смотрите, здесь какая-то записка:«Чтобы открыть волшебный сундучок, надо отгадать загадку» :
На стене висит картина.
И чего там только нет:
И шкафа половина,
И дедушкин буфет.
И даже телевизор
В картине засверкал,
Шагал кот по карнизу –
В картину ту попал.
Воспитатель: - Что это? (Ответы детей). Правильно, это зеркало.
Воспитатель: - Вот и сундучок открылся.
Воспитатель: А какие красивые зеркала в нем лежат. Возьмите каждый в руки по зеркалу. Посмотрите в него. Кто в нем отражается? Правильно, каждый из вас в нем увидел себя.
- Что еще вы видите в зеркале? (Ответы детей). Согласна, мы видим предметы, окружающие нас.
- Как одним словом назвать то, что мы видим в зеркале? Кто из вас знает? (отражение)
- А теперь потрогайте свои зеркала. Какие они на ощупь? (твердые, гладкие, холодные)
Воспитатель: В жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро-человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него в течение дня, но не задумывается о том, сколько хранит оно интересных тайн и открытий. Издавна люди любовались своим отражением в спокойной воде, озер и рек. Такое отражение было не четким, да и пользоваться таким зеркалом было не удобно. С появлением металла люди смотрели на свое отражение в металлическую поверхность, хорошо отполированную и начищенную до блеска. Чего только не полировали: камни, монеты, золотые и серебряные пластины. Но у зеркал из металла был очень большой недостаток – они быстро становились матовыми, теряли блеск. Чуть позже научились делать зеркала из стекла, нанося на тыльную сторону стеклянной пластинки тонкий слой серебра, золота или олова. В нашей стране такой завод по производству зеркал был открыт по указу Петра 1 в Киеве.
Постепенно технология изготовления зеркала совершенствовалась. Современные мастера научились делать зеркала цветные, разной формы, зеркала на батарейках и такие зеркала, которые показывают лицо человека красивее, чем оно есть на самом деле. Существуют и кривые зеркала, которые находятся в комнате смеха.
Воспитатель: - Дети, в волшебной стране Зазеркалье произошла неприятность. Злой волшебник отнял у зеркал былую красоту. Вы поможете им вновь стать красивыми? (да, конечно поможем). Для этого необходимо отправиться в Зазеркалье и разгадать секрет изготовления зеркала.
-Отправимся ребята?
Физкультминутка.
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий.
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем,
Покачаем – раз, два, три –
Дверь, замочек отомкни.
Вокруг себя повернитесь
В Зазеркалье окажитесь.
- Пойдемте за мной.
Двери открываются,
Путешествие начинается.
Воспитатель: - Давным -давно, когда человек еще жил в пещере, у него не было зеркала. Как вы думаете, где впервые человек мог увидеть свое отражение? (Ответы детей -в воде)
Опыт №1.
Воспитатель: Давайте подойдем к столам, где у нас тоже есть вода. Посмотрите в неё. Вы видите своё отражение? Почему? Какое дно у реки или озера? Что там есть? (камушки, ракушки, ил, песок).Поэтому дно, какое? (темное)
- А у нас вода, какая? (чистая, прозрачная, дно светлое).Как же сделать так, чтобы мы могли увидеть своё отражение в воде? (добавить камушки и ракушки). Добавьте в свои ёмкости камушки и ракушки.
-Увидели своё отражение? (нет) Почему же? Какое у нас дно? (дно не темное)
- Что же нам еще нужно сделать? Чтобы увидеть свое отражение? (нужно поставить ёмкость на темную бумагу)
Какой можно сделать вывод? Что нужно, для того, чтобы отражение стало четким?
Воспитатель: Вот вы и разгадали первый секрет.
Опыт №2.
Воспитатель: Однажды человек нашел кусок металла, долго его полировав он увидел там себя. Этот предмет назвали -зеркалом.
Подойдите к столу и возьмите металлическую форму. Видите, в нем своё отражение (нет)
- Потрите его салфеткой. Каким стал металл? (блестящим)
-Теперь вы видите свое отражение? (Ответы детей)
- Какие выводы сделали? Как можно увидеть свое отражение с помощью металла? (надо его отполировать)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, раскрыли второй секрет.
Опыт №3.
Воспитатель: Прошло какое-то время и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей-чтобы носить с собой). После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Ведь само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой металла, а стекло, лишь предохраняет его от царапин и повреждений. Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики. И сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? (нет) Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное. А что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? Как вы думаете? Вспомните опыт с водой. (Ответы детей)
Воспитатель: Точно, наложить что – ни будь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем фольгу.
Фольга – это тонкий слой металла. Стекло – вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут вас поранить. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно!
-Я сама наложу стекло на фольгу. Посмотрите, вы видите своё отражение?
Воспитатель: Молодцы! Раскрыли третий секрет.
Динамическая игра.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья.
Раз, два, три –
И снова повтори. (Под музыку воспитатель показывает движенья, дети их отображают)
Молодцы!
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать.
Любит зеркало блистать,
Станем рамку украшать.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Дети, подойдите к столу и выберите себе заготовки будущих зеркал.
Сегодня мы с вами будем украшать рамочки.
Для украшения рамочок я приготовила вам различные материалы:
- Какие красивые зеркала у вас получились.
Рефлексия :
- Где мы сегодня были?
- Что нового и интересного узнали из нашего путешествия?
- Что больше всего понравилось?