Светлана Александровна Мажова
Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (п. 3.1 ФГОС ДО).
Требования
Социальная ситуация развития
Образовательная среда
• Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
Публикация «Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
• Способствует профессиональному росту педагогических работников;
• Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Психолого – педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого –педагогические условия (п. 3.2.1 ФГОС ДО, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Психолого – педагогические условия
1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия:
- через непосредственное общение с каждым ребенком;
- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:
- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и боле опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития ребенка) :
- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей;
- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-через оценку индивидуального развития детей.
4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте с ФГОС ДО
П. 3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:
• В соответствии с особенностями каждого возрастного периода;
• Охраны и укрепления их здоровья;
• Учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.3.1 ФГОС ДО).
№ пп
Требования к развивающей предметно- пространственной среде
1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• Двигательную активность детей;
• Возможность для уединения (п. 3.3.2. ФГО ДО);
• Реализацию различных образовательных программ;
• В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условий;
• Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• Учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)
2
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:
• Содержательно- насыщенной;
• Трансформируемой;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО)
3
Развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно- эстетическое развитие;
• Физическое развитие
4
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
• В младенческом возрасте (2 мес. – 1 г) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.
• В раннем детстве (1г-3г) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.
• Для детей дошкольного возраста (3г-8л) – игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная
Характеристика развивающей предметно – пространственной среды (п. 3.3.4 ФГОС ДО)
№ пп
Характеристика предметно – пространственной среды
Содержание
1
Насыщенность среды должна соответствовать:
• Возрастным возможностям детей,
• Содержанию Программы
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:
• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
• Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
• Возможность самовыражения детей
2
Трансформируемость пространства
Возможность изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
3
Полифункциональность материалов
• Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности
4
Вариативность
• Наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5
Доступность
• Доступность для воспитанников, в том числе для детей ОВЗ, детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• Свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• Исправность и сохранность материалов и оборудования
6
Безопасность
Соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности
Направления образовательной деятельности
Вид помещений
Оснащение
Познавательно- исследовательская деятельность
Сенсорное развитие
Игровые комнаты групп
• Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);
• Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Познавательное развитие
Методический кабинет, игровые комнаты
• Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции);
• Образно – символический материал (наборы картинок, календари природы, карты, атласы, глобусы и т. д.);
• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование элементарных математических представлений
Игровые комнаты групп
• Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша);
• Образно- символический материал (головоломки, лабиринты);
• Нормативно – знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т. д.);
• Развивающие игры с математическим содержанием;
• Домино, шашки, шахматы
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Методический кабинет, игровые комнаты групп
• Образно – символический материал;
• Нормативно –знаковый материал;
• Коллекции;
• Настольно –печатные игры;
• Электронные материалы (видео –фильмы, слайды различной тематики);
• Справочная литература (энциклопедии)
Коммуникативная деятельность
Развитие свободного общения со взрослыми
Методический кабинет, игровые комнаты групп
• Картотека словесных игр;
• Настольные игры (лото, домино);
• Нормативно- знаковый материал;
• Игры на развитие мелкой моторики;
• Развивающие игры (вкладыши, шнуровки и др.);
• Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотоблицы для заучивания стихов;
• Художественная литература для чтения самими детьми;
• Картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
• Игры – забавы
Развитие всех компонентов устной речи детей
Методический кабинет, игровые комнаты групп
Восприятие художественной литературы и фольклора
• Формирование целостной картины мира
• Развитие литературной речи
• Приобщение к словесному искусству
Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок
• Художественная литература для чтения детям и чтения самим детям;
• Справочная литература (энциклопедии);
• Ауди- и видеозаписи литературных произведений;
• Образно- символический материал (игры, пазлы);
• Различные виды театров;
• Ширма для кукольного театра;
• Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;
• Игрушки – персонажи;
• Игрушки – предметы оперирования;
• -алгоритмы (схемы) для обучению рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;
• Картотека подвижных игр со словами;
• Картотека словесных игр;
• Картотеки потешек, загадок,пословиц и других форм литературного творчества;
• Книжные уголки в таблицах;
• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Игровая деятельность
Развитие навыков и умений игровой деятельности
Игровые комнаты вех групп, участок учреждения
• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
• Игрушки – предметы оперирования;
• Маркеры игрового пространства;
• Полифункциональные материалы;
• Игры для интеллектуального развития детей;
• Строительный материал;
• Конструкторы;
• Детали конструктора;
• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Все пространства учреждения
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Настольные игры, соответствующие тематике;
• Альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;
• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
• Игрушки – предметы оперирования;
• Маркеры игрового пространства;
• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Все помещения групп
• Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Дидактические наборы соответствующей тематики;
• Этнокалендарь;
• Фотоальбомы воспитанников;
• Коллекции;
• Образно – символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для ее иерархической классификации);
• Нормативно- знаковый материал
Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу
Игровые комнаты всех групп
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Дидактические наборы соответствующей тематики;
• Справочная литература;
• Образно- символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации);
• Этнокалендарь;
• Фотоальбомы воспитанников;
• Коллекции;
• Нормативно- знаковый материал
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного поведения
Все помещения ДОУ
• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
• Видеофильмы детей;
• Дидактические наборы соответствующей тематики;
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Энциклопедии;
• Игрушки – предметы для оперирования;
• Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
• Маркеры игрового пространства
Передача детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
Игровые комнаты всех групп, участок детского сада
• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
• Видеофильмы для детей;
• Дидактические наборы соответствующей тематики;
• Игрушки – предметы оперирования;
• Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
• Полифункциональные материалы;
• Настольные игры соответствующей тематики;
• Строительный материал;
• Конструкторы;
• Детали конструктора;
• Художественная литература для чтения детям и рассматривание самими детьми по теме «Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациями
Все пространства учреждения, участок учреждения
• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
• Видеофильмы для детей;
• Дидактические наборы соответствующей тематики;
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Энциклопедии;
• Игрушки – предметы оперирования;
• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
• Маркеры игрового пространства;
• Строительный материал;
• Конструкторы и его детали;
• Настольные игры соответствующей тематики;
• Информационно- деловое оснащение ДОУ по теме;
• Настольные игры по теме
Конструирование из разного материала
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности
Методический кабинет, игровые комнаты групп
• Образно- символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т. д.);
• Строительный материал;
• Напольные конструкторы и его детали;
• Плоскостные конструкторы;
• Бумага, природные и бросовые материалы;
• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)
Все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения
• Игрушки – предметы оперирования;
• Маркеры игрового пространства;
• Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др. ;
• Полифункциональные материалы;
• Материалы для аппликации, конструирования из бумаги;
• Природные, бросовые материалы;
• Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Все пространство учреждения, участок учреждения
• Игрушки- предметы оперирования;
• Маркеры игрового пространства;
• Полифункциональные материалы;
• Образно- символический материал;
• Настольно- печатные игры по теме;
• Материалы, учитывающие интересов для мальчиков и девочек
Музыкальная деятельность
Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству
Игровые комнаты, музыкальный зал
• Музыкальный центр,
• Пианино;
• Разнообразные музыкальные инструменты для детей;
• Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями;
• Пособия, игрушки и атрибуты;
• Ширма для кукольного театра;
• Детские и взрослые костюмы;
• Детские хохломские стулья и стол;
• Шумовые коробочки;
• Дидактические наборы по теме;
• Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии
Изобразительная деятельность
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование лепка, аппликация, художественный труд)
Игровые комнаты групп, участок учреждения
• Слайды с репродукциями картин;
• Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования);
• Природный и бросовый материал;
• Иллюстрированный материал, картины, плакаты;
• Настольно –печатные игры на освоение цвета, формы, величина и типа «Ассоциации» и др.);
• Альбомы художественных произведений;
• Художественная литература с произведениями;
• Изделия с народными промыслами;
• Скульптуры малых форм (глина, дерево);
• Игрушки, муляжи. Гербарии, коллекции семян растений
Развитие детского творчества
Приобщение к изобразительному искусству
Игровые комнаты групп, участок учреждения
• Слайды с репродукциями картин;
• Альбомы художественных произведений;
• Художественная литература с иллюстрациями;
• Иллюстрированный материал, картины и плакаты;
• Изделия народных промыслов;
• Скульптуры малых форм (глины, дерево)
Двигательная деятельность
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) :
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Физкультурный зал, игровые помещения групп, участок учреждения
• Музыкальный центр;
• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
• Картотеки подвижных игр;
• Картотека по валеологии;
• Тренажеры;
• Атрибуты для спортивных игр;
• Игровые комплексы;
• Качели, карусели;
• Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Физкультурный зал, все помещении групп, участок учреждения
• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
• Настольно- печатные игры по теме;
• Игры на ловкость;
• Тренажеры (велосипед и др.);
• Фитбол;
• Атрибуты для спортивных игр;
• Игровые комплексы;
• Качели, карусели
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Все пространство учреждения, участок учреждения
• Развивающие игры;
• Художественная литература;
• Игры на ловкость;
• Дидактические игра на развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение);
• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
• Картотеки подвижных игр;
• Тренажеры;
• Атрибуты для спортивных игр;
• Игровые комплексы;
• Качели
Воспитание культурно- гигиенических навыков
Все помещения групп участок учреждения
• Алгоритмы запоминания последовательности КГН;
• Художественная литература;
• Игрушки- персонажи;
• Игрушки- предметы оперирования;
• Маркеры игрового пространства;
• Настольные игры соответствующей тематики;
• Иллюстрированный материал, картинки, плакаты
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Все помещения групп, участок учреждения
• Иллюстрированный материал, картинки, плакаты;
• Настольные игры соответствующие тематики;
• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
• Игрушки- персонажи;
• Игрушки – предметы оперирования;
• Физкультурно- оздоровительное оборудование;
• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
• Картотеки подвижных игр;
• Картотека игр по валеологии;
• Картотека «Игры, которые нас лечат»