Алеся Самохина
Консультация «Психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической науке предметом, т. е. определенной областью изучения является воспитание. Педагогика изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики – воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее однозначного общепринятого определения понятия «воспитание» нет – оно многозначно.
Рассмотрим понятие «воспитание» в его основных значениях: социальном и педагогическом.
Публикация «Консультация „Психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены все усилия социального устройства общества: ребенка готовит к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. подготовка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в широком смысле отождествляется с социализацией.
Воспитание в педагогическом смысле — это специально организуемый и управляемый процесс, содействуют, развитию личности. Оно может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.
Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества. Воспитание — категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.
Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, перед нами явление историческое.
Теоретически основы нравственного воспитания зарождались во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Востока, Китая, Египта, Греции, на Руси.
Древнегреческий философ Сократ (470 — 399 до н. э.) — один из родоначальников познания истины с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический метод» или «эврестическая беседа». В этих беседах Сократ стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.
Современник Сократа Демокрит (ок. 460 — 370 до н. э.) высказывал идеи о природосообразности воспитания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, любознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», — учил Демокрит.
Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427 — 348 до н. э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан. Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Ученик Платона философ Аристотель (384 — 322 до н. э.) развивал свою теорию воспитания свободнорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть единый процесс, имеющий три стороны: физическое воспитание, нравственное и умственное.
Аристотель предпринял первую попытку в истории педагогической мысли дать возрастную периодизацию воспитания и образования. Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».
Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42 —118) большое внимание уделял дошкольному воспитанию. Важным средством воспитания он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного занятия.
Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.
В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592— 1670). Он обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы. Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа. Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я. А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его работа «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы. Коменский определил, что должен познать ребенок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо любил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.
Особое место в истории педагогической мысли занимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712- 1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Он требовал считаться с интересами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким. Руссо выделил три источника воспитания : природу, людей и окружающие вещи.
Педагог-практик, теоретик и публицист И. Г. Песталоцци (1746— 1827) обогатил педагогическую мысль Целым рядом открытий. Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле.». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он считал, что любовь матери к младенцу — основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.
Видное место среди педагогических идей прошлого занимают идеи Роберта Оуэна (1771 - 1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учреждение, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отводилось детским играм, гимнастике, танцам, пению. В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуществлялось физическое воспитание, которое сопровождалось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнастикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера».
Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая деятельность К. Д. Ушинского (1824 - 1870). К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постановке и разработке многих важнейших вопросов педагогической теории и практики. К. Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор. Рассматривая язык важнейшим компонентом народности, К. Д. Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родному языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.
Важное место в педагогической системе Ушинского занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь преодолеть разрыв между обучением и воспитанием детей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно носить воспитывающий характер. Он впервые в педагогике обосновывает принцип — воспитывающего обучения. К. Д. Ушинский является родоначальником обоснования психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».
Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».
В начале 1870-х гг. появилась книга Е. Н. Водовозовой (1844-1923) «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания. Е. Н. Водовозова считала необходимым всестороннее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.
В начале ХХ века идеи нравственного воспитания раскрываются в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. П. Усовой и др.
Л. И. Боживич и Л. С. Выготский доказали, что у детей усвоение норм нравственного поведения происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а растущая в дошкольном периоде самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Н. К. Крупская считала постоянное включение детей в жизнь и труд взрослых необходимым обязательным условием нравственного формирования личности.
А. С. Макаренко предупреждал, что, делая ребенка лишь наблюдателем нравственного поведения других людей, не предоставляя ему возможности самому осуществлять такое поведение, взрослые воспитывают у него способность пассивно переживать моральные чувства, но не способность к моральному действию. В процессе различных видов деятельности (игры, труда, учения, общения) происходит активное освоение социального опыта, формирование нравственного облика личности. Наибольшие возможности для нравственного развития личности раскрываются в коллективной общественно полезной деятельности.
А. П. Усова подчеркивала особое влияние коллективного образа жизни в детском саду, в совместной деятельности, в коллективных занятиях для формирования у старших дошкольников качества «общественности», которое лежит в основе нравственного воспитания.
Проблемы нравственного воспитания продолжают широко изучаться и во второй половине ХХ века.
А. Н. Леонтьев подчеркивал, что освоение морали начинается с раннего детства, а дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности.
В. С. Мухина доказала, что нравственное развитие личности ребенка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально-положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка.
С. Г. Якобсон отмечает, что к концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Исследования процесса нравственного воспитания и развития Н. И. Болдырева, З. И. Васильевой, Т. Е. Конниковой, И. С. Марьенко, Л. Н. Новиковой, В. А. Сухомлинского доказали, что деятельность выступает в качестве средств нравственного формирования личности при условии, когда ее содержание и организация имеет нравственный характер и моральное обоснование, а также когда ее объективная моральная ценность приобретает для ее участников личную значимость.
Р. С. Буре раскрывает возможности освоения правил учебного поведения, формирования целенаправленности, ответственности, волевых качеств и нравственного поведения у старших дошкольников в процессе учебной деятельности.
М. И. Лисина изучала особенности организации процесса нравственного воспитания детей раннего возраста и определила в качестве основной задачу формирования у ребенка потребности в активном общении со взрослым, в ходе которого ребенок усваивает новые способы общения, эталоны поведения, элементарные нравственные чувства.
Л. А. Пеньковская и Т. А. Маркова подчеркивали, что, формируя нравственные представления у дошкольников, необходимо, с одной стороны, упражнять детей в выборе нравственных поступков и суждений в процессе общения со сверстниками, а с другой стороны, учить детей быть внимательными друг к другу, наблюдательными, чуткими, понимать состояние другого человека, создавая в детском коллективе атмосферу доверия и доброжелательности.
Ф. С. Левин-Щирина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева исследовали особенности формирования нравственного поведения дошкольников в процессе усвоения детьми правил поведения в коллективе в ходе совместной деятельности.
Т. И. Бабаева в своих исследованиях устанавливает преемственность содержания, форм и методов нравственного воспитания детей в дошкольном и школьном периодах обучения.
Т. И. Бабаева, Л. И. Дурандина, Т. А. Маркова, М. И. Шарова изучали значение необходимости выполнения детьми норм и правил поведения и возможности формирования элементов морально-оценочного отношения к поступкам сверстников и к собственному поведению в процессе этических бесед, чтения художественной литературы и в повседневной жизни детей.
А. В. Алексеева, А. С. Белкин, Е. Д. Белова, Л. И. Гордин, Л. М. Зюбин, Ю. П. Литвинене, Н. Г. Маркова особое внимание уделяли проблемам нравственного воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, которых во время проводимых исследованиях называли «трудновоспитуемыми».
Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Э. К. Суслова рассматривали проблемы формирования у дошкольников нравственных социальных чувств, представлений, сознания и поведения в процессе воспитания у детей любви к Родине и уважения к другим народам.
Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова, В. Г. Нечаева, А. Д. Шатова разработали методику воспитания нравственных чувств у старших дошкольников – гуманности, гражданственности, патриотизма, эмоционально-положительного отношения к труду – во время занятий и при общении в быту.
С. В. Петерина раскрывает содержание работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников, определяет особенности формирования нравственного поведения и предлагает методику организации процесса нравственного воспитания в различных видах детской деятельности в разных возрастных группах.
В настоящее время в дошкольной педагогике определены современные задачи и содержание нравственного воспитания, методы формирования нравственного поведения, нравственного сознания, методы стимулирования чувств и отношений ребенка, разработаны и апробированы педагогические технологии формирования нравственности у дошкольников. Развитие нравственных чувств, воспитание нравственных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В современных программах для дошкольных образовательных учреждений специально не выделяется раздел нравственного воспитания детей, но нравственность пронизывает все направления деятельности с детьми: игру, знакомство с культурой быта, развитие познавательной активности, речевое развитие ребенка, социальное развитие и т. п. Во всех этих направлениях работы с дошкольниками решается и целый ряд задач нравственного воспитания – уважение к взрослым, сверстникам, формирование навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению доступных поручений, организованности, самостоятельности, умения дружно играть и трудиться, стремление поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать сои поступки и действия своих сверстников.