Лучший педагог года

Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников

Инна Лукина
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду.

Проанализировав исследование Кошелевой А. Д. и опираясь на другие источники, выделим следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в условиях дошкольной образовательной организации:

1. Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы;

Публикация «Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах

2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

3. Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

4. Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

5. Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Все они находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга. Рассмотрим подробно каждое условие. Первое условие, деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы и включает в себя:

1. На первом этапе – адаптации ребенка:

установление эмоционального контакта с ребенком;

формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОО;

вовлечение ребенка в жизнедеятельность детского сада;

создание позитивного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе.

2. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).

3. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний :

заострение внимания участников образовательного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);

использование различных эмоционально-насыщенных психолого-педагогических средств, обеспечивающих побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).

4. Нейтрализация негативных состояний (низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх, зависть и т. д.)

5. Развитие эмоциональной сферы ( развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие чувств и эмоций, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, формирование адекватной самооценки, преодоление эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Второе условие – эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обстановка должна быть эстетичной – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке и т. д. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях должно быть соответствующие – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов. Для комфортного пребывания ребенка в группе важно не забывать об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне уединения, двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Третье условие – состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Врач-психотерапевт Э. Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь объединение всех этих аспектов может сформировать здоровую и полноценную личность.

Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья. Психологическое и физическое здоровье личности взаимосвязаны. Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, психологу и воспитателю необходимо проводить групповые и индивидуальные тренинговые и психогимнастические упражнения, на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей.

Следующее условие – особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).

Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники дошкольной образовательной организации. Если к нему с теплотой и заботой, то ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагировать на замечания. Если же на ребенка не обращают внимания, ведут беседу с ним не подобающим образом, то он замыкается в себе, отказывается посещать детский, отрицательно реагирует на замечания педагогов.

На каждом этапе дошкольного детства общение взрослого с ребенком строится по-разному. М. И. Лисина в своих исследованиях выделяет четыре формы общения: ситуативно – личностная; ситуативно – деловая (с 6 месяцев); внеситуативно – познавательная (3-4 года).

И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него взрослый; внеситуативно – личностная (5-7 лет) – взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает, является следующим условием. Взаимоотношения детей в группе также влияют на эмоциональное благополучие. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в доброжелательной и дружественной обстановке, когда он может рассчитывать на помощь и поддержку сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику. Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.

В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.

Исходя из выше сказанного, приходим к выводу что все окружение ребенка взаимосвязано и в совокупности влияет на его развитие. Поскольку ребенок приходит в наш мир, не имея знаний о нем, взрослые должны создавать все условия для его познания. От того какие условия буду созданы, будет зависеть вырастет личность гармонично-развитой или с нарушениями.

Публикации по теме:

Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада Заходя в детский сад – улыбнитесь! Занесите искорку добра! В мир фантазий детей окунитесь! В нем так много уюта, тепла! Пусть не будет в.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников» МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс для педагогов.

Организация предметно-пространственной среды детского сада для обеспечения эмоционального благополучия ребенка Проблема создания предметно-пространственной среды, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников в зарубежной,.

Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников Семинар-практикум Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного,.

Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Развлечение в группе раннего возраста «Обеспечение эмоционального благополучия. День рождения клоуна Тяпы»Развлечение в группе раннего возраста «Обеспечение эмоционального благополучия. День рождения клоуна Тяпы» ель: Создание условий для обеспечения эмоционально благополучного климата в группе, накопления положительного опыта взаимодействия детей.

Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.

Семинар-практикум «Педагогические условия для успешного развития у дошкольников изобразительной деятельности» Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 19:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД