Людмила Гратволь
Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально – личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.
Публикация «Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе» размещена в разделах
В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Центральным моментом этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования.
Модернизация организации и содержания деятельности педагога – психолога в дошкольном учреждении, в соответствии с ФГОС ДО, ориентирована на психологическое сопровождение, обеспечение психологической безопасности, приспособления ребенка к окружающему миру и умение взаимодействовать с ним. В качестве показателей психологической безопасности ребенка можно рассматривать его высокую адаптированность к природной и социальной среде, сохранность привычного позитивного самочувствия. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога актуальным считаю - помочь воспитаннику адаптироваться к новым условиям и психологически настроить его на школьное обучение.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития, но чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно изменится. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым, либо в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей. За основу работы по психологическому сопровождению старших дошкольников взяты «Лесные сказки», которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы. Также решающее значение в готовности к обучению в школе имеет развитие познавательной сферы ребё нка: развитие восприятия, мыслительных процессов, различных видов памяти. Формирование произвольности психических процессов (мышление, внимание, память, так же как формирование любого другого умения требует практики. Именно с этой целью мною была разработана программа по ведению курса «Психологическая подготовка детей к школе». Целью программы является создание условий для формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе.
Занятия состоят как из подвижных игр на развитие внимания, так и заданий требующих усидчивости. Благодаря смене деятельности дети не испытывают утомления, занятия проходят легко. По ходу занятия дети часто меняют своё место положения: первое задание дети чаще всего выполняют сидя на ковре или стоя в кругу, задание «Запомни слово» дети выполняют за столом, следующее задание можно проводить из произвольной позы (как в данный момент удобно детям и взрослому) и т. д.
В результате реализации данной программы: дети учатся не бояться задавать вопросы, открыто говорить о себе, адекватно реагируют на критику, контролируют своё поведение, учатся делать первый шаг в знакомстве, общаются со взрослыми. Через игровое общение дети тренируют память и внимание, становятся увереннее и самостоятельнее.
С родителями детей будущих первоклассников провожу совместные занятия, которые показывают, насколько важна помощь родителей и как ее ждут дети. Родители знакомятся с теми упражнениями и играми, которые помогут им в развитии познавательных способностей своих детей.
Также нужно учитывать взаимосвязь степени адаптации в момент поступления ребенка в детский сад с характером адаптации ребёнка к школе : в эти периоды возникают одинаковые трудности. И здесь без привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс не обойтись, что несомненно будет способствовать повышению компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к ДОУ и способствовать легкой адаптации детей.
Созданные психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей и формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе являются результатом моей деятельности за истекший период.
Методы и формы работы с детьми и родителями помогли повысить результативность в образовательно-воспитательном процессе.
Список литературы:
1. Афонькина Ю. А. Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО. Мультимедийное сопровождение, 2014.
2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду : пособие для психологов и педагогов. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Диагностика готовности ребенка к школе : Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. –М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.