Иркя Залалетдинова
Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего тысячелетия. Люди живут в век интеграции, интенсивного развития средств массовой коммуникации, что привело к изменению среды обитания людей и послужило предпосылкой для выведения подрастающего поколения на новый уровень мышления. Именно педагогике отведена главная роль в распространении принципов толерантности. Речь здесь ведется о создании такой мировой цивилизации, которая будет ориентирована на толерантность, ненасилие, мир, где приоритетом выступят общечеловеческие ценности: свободное развитие личности; жизнь и здоровье человека; уважение к правам и свободам человека, воспитание гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Публикация «Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из вышесказанного, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста?
Объектом исследования являются дети среднего дошкольного возраста как носители гендерной толерантности; предметом исследования – педагогические условия формирования гендерной толерантности детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические основы изучения гендерной толерантности составили труды Н. И. Абибуковой, О. А. Ворониной, Д. В. Воронцова, Р. Г. Карповой, С. А. Минюровой, Р. Г. Петровой, Т. А. Репиной, В. М. Соколенко, Е. И. Трофимовой, З. Фрейда и др. и материалы гендерных исследований в различных образовательных системах (Н. Л. Вислова, О. А. Воронина, И. Жеребкина, И. В. Костикова, Е. В. Кулагина, С. Рыков и др.).
В большом энциклопедическом словаре указано, что толерантность предполагает проявление уважения к достоинству и чести каждого человека, и каждого народа, а также предполагает стремление убедить их, что нет народа лучше или хуже других [Прохоров, 2007,с. 112]. Существует несколько сфер толерантности, среди которых и наравне с другими существует гендерная толерантность, составляющая важнейшее новообразование в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства. Она является сложным личностным образованием, проявляющимся в знаниях детей об особенностях внешности, личностных качествах, сферах деятельности и поведении людей разного пола [Денисова, 2012, с. 44]. Такой полоролевой подход означает целенаправленную подготовку девочек и мальчиков к взаимодополняющим, но не равноценным функциональным ролям в обществе и семье, разным жизненным стратегиям. Важнейшими принципами толерантности в отношениях между полами являются: сотрудничество, дух партнерства между представителями полов, группами (какими? чего); готовность принимать мнение партнера противоположного пола, либо партнера, имеющего иное отношение к полоролевым установкам; уважение человеческого достоинства независимо от биологического или социально-культурного пола, половой самоидентификации; уважение прав другого и права на другое; принятие другого таким, какой он есть, без наделения его стереотипными недостатками; способность поставить себя на место другого [Берн, 2010, с. 307].
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера как социально-биологической характеристики, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина» [Денисова, 2012, с. 37].
Как социальный институт, гендер состоит из гендерных статусов; гендерного разделения, гендерно предполагаемой семейной роли, гендерных качеств личности, гендерного социального контроля, гендерной идеологии [Чикалова, Янчук, 2012, с. 54-61]. С учетом гендерного подхода были разработаны педагогические условия, способствующие формированию гендерной толерантности у детей среднего дошкольного возраста : элементы предметно-развивающей среды (мини-среды мужского и женского труда, схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения, мини-среда светского этикета, циклы развивающих игровых занятий-тренингов, образовательная деятельность (познавательная – знания о представителях двух противоположных полов; конструктивная); сюжетно-ролевая игра как закрепление позитивных стереотипов женственных и мужественных качеств и поведения [Столярчук, 2011, с. 60-61].
Формирование гендерной толерантности осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, в ходе специально организованного процесса, включающего программно-целевой, технологический и контрольно- оценочный компоненты.
Данный теоретический материал подвел нас к необходимости экспериментальным путем исследовать, при каких педагогических условиях формируется гендерная толерантность у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Большая российская энциклопедия, 2007. 112 с.
2. Берн Ш. Тендерная психология. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2010. 307с.
3. Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой, М. : Информация – XXI век, 2012. С. 37.
4. Чикалова И., Янчук Е. Гендер : введение в понятие // Иной взгляд: Междисциплинарный альманах гендерных исследований. Минск: БГПУ, 2012. С. 60-61.