Анастасия Титова
Педагогические условия взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается проблема организации условий взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Ключевые слова: педагогические условия, взаимодействие, дети дошкольного возраста
Проблемы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками занимались отечественные ученые, такие как (Л. С. Выготский; М. И. Лисина; Е. О. Смирнова; А. Г. Рузская)
Публикация «Педагогические условия взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
«Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок развивается у него проявляются важнейшие черты личности - он становится более уверенным в себе и в своих собственных силах, становится более самостоятельным в какой-либо из видов своей деятельности, учится осознанно управлять своими поступками и поведением. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого, так как взрослый для него, прежде всего является эталоном, которому он хочет и стремится подрожать, а сверстника можно поправить, дополнить и т. д». (по Е. Е. Кравцовой).
Педагогические условия в данной статье рассматриваются как целенаправленное создание обстановки (среды, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д., позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
Взаимодействие – это процесс общения воспитателя и воспитанника, нацеленный на то, чтобы сформировать всесторонне развитую личность. Это – одна из основных целей педагогики, которая состоит из определенных направлений: учебных, социальных и дидактических. Общеизвестно, что сотрудничество – начало человеческой социальной жизни, поэтому именно взаимодействие играет главную роль в коммуникации.
Для того, чтоб создать благоприятную и дружескую атмосферу в детском коллективе и улучшить взаимоотношения детей друг с другом необходимо создать следующие условия :
• Во время утреннего приема необходимо проводить, ритуал приветствия. Нужно говорить ребенку комплименты, о том, как он хорошо выглядит и как его рады видеть в группе. В начале недели утром перед завтраком беседовать с детьми о том, как они провели выходные дни, где были, что интересного видели, чем занимались, чему новому научились и хотели бы научить этому своих друзей в детском саду. Дети должны приветствовать пришедшего после болезни ребенка и рассказывать ему о том, что интересного произошло в детском саду в момент его отсутствия.
• Развитая предметно пространственная среда позволит детям рассредоточиться по группе объединившись небольшими группками по интересам, так же между детьми равномерно в соответствии с их силами и возможностями распределяются поручения по дежурству во время приема пищи, при подготовке необходимого материала для предстоящего занятия и его уборке после проведения занятия, помощь при уборке игрушек в группе. Проведение игровых упражнений и игр направленных на сплочение детей и на их совместную деятельность. Создание коллективных работ по ИЗО и прочее.
• Применение физ-минуток во время организованной образовательной деятельности также положительно влияет на отношения детей друг с другом.
• Демократичный стиль общения воспитателя –я рядом, мы вместе, глаза в глаза.
Создание определенного социального мира в детском коллективе, подборка разнообразных занятий позволяет ребенку реализовать свое притязание на признание в кругу сверстников. Необходимо постоянная поддержка инициативы ребенка, нужно видеть маленькие и большие успехи каждого малыша в доверенном ему деле, хвалить его. Такая система работы по данной проблеме способствует развитию взаимопомощи, формирует положительное отношение детей друг с другом и дает очень хороший результат
Таким образом мы рассмотрели проблему организации взаимодействия ребенка в группе сверстников. Исходя из этого, можно сказать, что для качественной реализации образовательного процесса необходимо разрабатывать систему мониторинга.