Алена Сидорова
Психолого-педагогические условия развития одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические условия развития одаренных детей
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Публикация «Психолого-педагогические условия развития одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Р. С. Немов определяет одаренность как наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанных с соответствующими способностями [4; 254].
В. М. Полонский характеризует одаренного ребенка, как индивида, способности и общее развитие которого значительно превышают средние способности и развитие, характерные для данного возраста [5;50].
Е. С. Рапацевич рассматривает одаренность как высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов [6;396].
По мнению многих ученых недопустимо задерживать развитие одаренных детей. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания должны соответствовать их возможностям [6;397].
Поэтому возникает проблема разработки и внедрения психолого-педагогических условий развития одаренных детей.
Каждый одаренный ребенок имеет свои, присущие только ему характерные черты поведения. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому А. В. Хуторской выделил признаки одаренности, охватывающие два аспекта поведения одаренного ребенка : инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект характеризует способы его деятельности и может быть обозначен следующим признаком- наличием специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Мотивационный аспект поведения характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Признаки наличия мотивационного аспекта поведения:
- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д., либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д., сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия; - повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [1;87].
Условия для разностороннего развития одаренных детей с учетом индивидуальных способностей и направленности личности могут быть различны.
А. А. Петренко считает, что для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, нужно решить следующие задачи:
1. Отбор методов, форм и приемов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение их в учебно-воспитательном процессе.
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной с научным руководителем деятельности.
Научный руководитель играет немаловажную роль, так как обеспечивает:
- высокий уровень консультирования по выбранной учащимися теме научного исследования;
- поощрение проявления самодеятельности, свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
- способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты учащихся.
3. Разработка индивидуальных программ обучения одаренных учащихся с учетом того, что:
- целью индивидуальной программы обучения является развитие одаренности в познании и личностном развитии;
- предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителями-предметниками, классным руководителем, наставником, психологом, членами педсовета или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного ребенка.
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что проявляется:
- в понимании условий развития одаренного ребенка;
- в составлении программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, умению взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;
- в стремлении избежать в работе с одаренными детьми крайностей : признание интеллектуальных успехов детей на уровне «звездности» и публичного принижения успехов.
- в создание ситуации продуктивного и эмоционального взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, психологической и социальной сфер личности ребенка [3;58].
Выдвигая стратегию работы с одаренными детьми. А. А. Петренко делит ее на III ступени:
Целью I ступени является развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.
Целью II и III ступеней является разработка развивающих программ по отдельным предметам, в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся, ориентирующих их на опережающие обучение.
Таким образом, работа над созданием условий развития одаренных детей должна идти в следующих направлениях:
- создание системы диагностики уровня одаренности учащихся и организации учебно-воспитательного процесса с учетом данных аспектов;
- разработка программ, отражающих индивидуальные траектории развития познавательных интересов и способностей учащихся в различных учебных дисциплинах и видах деятельности.
Литература.
1. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения [Текст]/ А. В. Хуторской - М; 2000- 184с. 2. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей [Текст]/ В. С. Юркевич – М; 1996 –136с. 3. Петренко, А. А. Концепция развития одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа, Инновации в образовании № 2, 2007 -78с. 4. Немов, Р. С. Психологический словарь[Текст]/ Р. С. Немов- М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007- 560с. 5. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. -М. : Высш. шк., 2004.-512с. 6. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /Сост. Е. С. Рапацевич- Мн. : Современное слово, 2005.-720с.