Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста

Каратаева Мария
Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Приложения

Приложение 1

Методика диагностики уровня эмпатических способностей

(по Бойко В. В.)

Данный тест позволяет определить эмпатические способности у взрослых (педагогов и родителей).

Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другого человека — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.

12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.

25. Я невольно или из-за любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии : +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии : -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный канал эмпатии : -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии : +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии : +5, —1, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии : +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний уровень, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий.

Приложение 2

Вопросник для родителей на оценку себя и своих детей.

1. Как вы понимаете сочувствие и сопереживние?

2. Как Вы думаете, необходимо ли эти чувства развивать или они приходят сами?

3. Что и как, по-вашему способствует их развитию?

4. Как вы себя сами оцениваете: эмпатически чувствительны, умеренно чувствительны, малочувствительны?

5. Как вы оцените эмпатическую чувствительность своего ребенка (способность к сопереживанию?

6. В чем это проявляется?

7. Как вам кажется, насколько это «полезные» чувства?

8. Мешают или помогают эти чувства в современном обществе? (В чем)

Приложение 3

Психологические игры и упражнения для формирования эмпатии

Для детей раннего возраста

• игры с детьми на накопление эмоций. Цель: создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей. Например, игры “Будем знакомы”, “Встреча с улыбкой”, “Подружились”, “Танцуем вместе”, “Фотосалон”, “Догонялки”, “Читаем сказки”, “Карусели”, “Кошечка”, “Веселые котята” ;

• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми. Например, игры “Ветер дует на. ”, “Муравейник”, “Комплименты”, “Гнездышко”, “Бусы”, “Кузнечики”, “Водный карнавал”, “Плакса- вакса”, “Подойди ко мне”, “Покажи игрушку”,“Посмотри на меня”, “Зоопарк” ;

• игры на преодоление негативных эмоций. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов. “Жмурки”, “Прятки”, “Черная метка”,“Неваляшка”, “Художники-натуралисты”, “Медвежонок”, “Мышь и мышеловка”, “Слепые котята”, “Птичий двор”, “Мячики” ;

• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться. “Море”, “Мыльные пузыри”, “Поймай зайчика”, лечебные игры (погладить, коснуться друг друга пальчиками рук, щечками и т. д.)

• игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, способность сопереживать, сочувствовать. “Дружба начинается с улыбки”, “В гостях у обезьянок”, “Светлячки”, “Клумба”,“Фотографии”, “Тренируем эмоции”, “Походка и настроение”, “Зеркало”, “Угадай, кто пришел?”, “Проведи зайку через мостик”, “Серенькая кошечка”, “Мой хороший попугай”.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Психологический этюд «Котята»

Цель: развитие эмпатии, чувства сопереживания.

Возраст : для детей 5-6 лет.

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

Психологический этюд «Стрекоза»

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим «мягкой лапкой» ее жалеют и дают «еду».

Игра «Оглянись, уходя»

Цель: тренировка эмпатийности.

Задание: участники делятся на пары и расходятся в разные стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на друга. Причем обернуться должны в одно и то же время. Сделать это будет непросто, потому что участники должны договориться об этом без помощи слов и жестов. Таким образом, остаются только чувства.

Посмотрите друг другу в глаза, попытайтесь почувствовать своего партнера. Повернитесь друг к другу спинами. Есть ли ощущение связующей нити между вами? Если так, то расходитесь…

Число попыток для каждой пары не ограничено. Однако, если двое людей в такой ситуации «увидят» друг друга с первой или со второй попытки, значит, между ними есть незримое притяжение.

Игра «Дождь в лесу»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Приложение 4

Сказки, формирующие эмпатию

Сказка о птицах

Давно-давно, в стародавние времена в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было. Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле мудрому Солнцу: «О, великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости – какая жизнь!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семцветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.

Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям – красные перышки, горихвосткам да зябликам – оранжевые, щеглам да иволгам – желтые, зеленушкам – зеленые, а зимородкам – голубые, сойкам – синие, голубям и горлицам – фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка.

Сказка про Кляксу

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась. В яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса!»

Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!» (Желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый.)

Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и Красивым.

В это время пролетала Сова-мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну.

Замечание: Рассказывая сказку, можно одновременно рисовать Кляксу и «наряжать» ее в разные цвета.

Список использованной литературы

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М. : Скрипторий,2002

2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М. : Сфера, 2003.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена// Вопросы психологии № 3, 2006г. С. 78-87

4. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М. Аст-Пресс, 1999.

5. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке… М. :Линка-Пресс, 1997. 144с.

6. Башлай Е. Ю. Организация предметно-развивающей среды в группераннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московскихпедагогов / Авт. -сост. В. Сотникова. М. : Линка-Пресс, 2005.

7. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М. :Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544с.

8. Власова С. Театр начинается с тренировки. –Обруч,1997, -№6 с. 30-32

9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология : Логические схемы. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

10. Воспитание и обучение №1. 2005г.

11. Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста"

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. :Педагогика-Пресс, 1996

13. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. - Вопросы психологии. 1975. №2. – С. 147-157.

14. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. … канд. псих. наук. – М., 1977.

15. Горбатков А. А. Является ли эмоционально- оценочная сфера негативно- ассиметричной?// Вопросы психологии №4, 2006г. С. 82-95

16. Дошкольное образование : Словарь терминов. М. : Айрис-Пресс, 2005.

17. Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005

18. Жернильская М. Понять понимание, почувствовать чувство… -Обруч, 1996. С. 19-21

19. Зубкова Л. Н., Харитонова Н. А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Самыемаленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов / Авт. -сост. В. Сотникова. М. : Линка-Пресс, 2005. С. 67–73.

20. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 1999. 1.

21. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа /Пер. Исаковой О., Глущенко М., 2000. №1.

22. Корсаков, И. А. Рассказы о кошках, жизни,уроках добра [Текст] / И. А. Корсаков. – М. :Знание, 1989. – 192 с.

23. Кравцова Е. Е. Эмоции как центральная психическая функция дошкольного возраста :[электронный ресурс]/www. 1september.ru/articlef.php?ID=200402108.

24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. 208 с.

25. Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. … канд. псих. наук. – Н. Новгород, 1999. – 137с.

26. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

27. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств». –Дошкольное воспитание, 1996 -№2, с. 4-13

28. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М. : Просвещение, 1997

29. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (периодраннего детства). СПб. : Речь, 2005.

30. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения. //Прикладная психология. №4. 1999. – С. 54-63.

31. Научные исследования по дошкольному детству [электронный ресурс]/www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36732.php

32. Оглоблина О. Г. От игровой эмпатической методики «Живые картинки» к восприятию изобразительного искусства// Вопросы психологии №5 2005г. С. 140-144

33. Педагогические условия формирования эмпатии у детей 5-7 лет [электронный ресурс] / www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_10-03_05.pdf

34. Прусакова О. А. Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста// Вопросы психологии№4, 2006г. С. 24-36

35. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье[электронный ресурс] www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty4.php

36. Семья в психологической консультации : Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М., Педагогика, 1989.

37. Сорокоумова С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис. канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2005. – 346 с.

38. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,1996, №4, с. 24-27

39. Стрелкова Л. Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М. ,1986.- С. 70-100.

40. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

41. Царенко Л. Игра-жизнь-театр. –Обруч. 1996, -№4, с. 28-31

42. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение,ВЛАДОС,1995, 160с.

43. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону, "Феникс", 2003.

44. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304с.

45. Эмоционально-волевая сфера дошкольника. Лаврентьева М. В. [ Электронный ресурс] /www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36712.php

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией.

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА. Аннотация:.

Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит.

Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР Межличностные.

Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 16:38
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Каратаева Мария (УИ 109655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД