Елизавета Костылева
«Праздник грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный);
• закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «буква»;
• развивать фонематические процессы;
• формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
• развивать произвольное внимание;
• развитие общей и мелкой моторики;
• совершенствовать навыки чтения и письма;
• формировать черты гармоничной и не закомплексованной личности ребенка.
Публикация «„Праздник грамоты“» размещена в разделах
Оборудование: свиток; игрушки: мяч, лев, сова, ежик, рыба, заяц, лиса, лягушка, собака, крокодил, корова, черепаха, обезьяна; 12 картинок, изображающих предметы, названия которых начинаются на мягкие и твердые согласные звуки; 2 ленты синего и зеленого цвета; 6 картинок с изображенными предметами, начинающиеся на гласные звуки; разноцветные буквы; мешочек; объемные буквы; мольберты; магниты; мелки; повязки на глаза; карточки с правильными, зеркальными и недописанными изображениями букв (У,И,Ы,К,С).
Дети под веселую музыку входят в зал и садятся на свои места.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы с вами собрались на необычный праздник – Праздник грамоты. Вы стали уже совсем большими и многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Сегодня мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у друга.
Раздается стук в дверь.
Послушайте! Кажется, к нам кто-то идет в гости…
Под торжественную музыку входит Королева грамоты.
Королева грамоты : Здравствуйте ребята! Я Королева Грамоты. Слышала, что вы многое умеете, и решила проверить так ли это. Я принесла с собой свой волшебный сверток, на котором я приготовила для вас много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас.
Королева грамоты садится на трон.
Ведущий: Попробуем отгадать загадки Королевы грамоты?
Дети: Да.
Королева грамоты : Ну что ж, начнем! Первое задание – загадка:
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать.
Что это?
Дети: Слово.
Королева грамоты : Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы по очереди будете называть, что на ней нарисовано.
Королева грамоты показывает детям сюжетную иллюстрацию, а дети по очереди называют изображенные на ней предметы.
Королева грамоты : Хорошо! Теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Королева грамоты : А чем? Линейкой?
Дети: Нет. Слогами.
Ребенок:Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Ведущий: Давайте покажем Королеве грамоты : как это хлопая в ладоши, измерять слова? Вот, например, мяч. (показывает детям игрушку) Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково – «мячик», сколько будет слогов?
Королева грамоты : У меня на столе игрушки. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых из трех слогов. Начали!
Игра «Собери игрушки по количеству слов» - 2 команды по 5 человек.
Дети под веселую ритмичную музыку по очереди бегут к столу, берут по одной игрушке и относят к столику своей команды. После окончания игры ведущий вместе с Королевой грамоты и детьми анализируют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки.
Королева грамоты : Молодцы! Слушайте следующий вопрос: из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков. Теперь угадайте, какие звуки спрятались в начале слов моих картинок.
Детям показываются картинки на которых изображены предметы, начинающиеся на определенный гласный звук.
Королева грамоты : А как называются все эти звуки?
Дети: Гласные.
Королева грамоты : Правильно, гласные звуки. Они пошли искать себе друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные звуки. Они так и называются – «со-гласные», потому что дружат С ГЛАСНЫМИ. Послушайте, какую я вам расскажу историю.
Живут в одной сказочной стране два гномика со смешными именами Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный гномик Дон – твердые: р, ж, д. живут они в одном доме, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон – с твердыми. Комната Диня – зеленая: он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук. Комната Дона – синяя: он выбирает предметы с начальным твердым звуком.
Ведущий: Дети, посмотрите, Динь и Дон играли, смешали и перепутали все картинки. Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются на звуки …. Какие? (на твердые) А Диню? (на мягкие)
Подготовительные группы: Ведущий раскладывает картинки на ковре. Для игры выбирают двух детей: один собирает картинки для Дона, другой – для Диня.
После окончания игры ведущий показывает всем детям по картинке. Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенного на картинке, характеризуют этот звук – твердый он или мягкий, анализируют, правильно ли разделены картинки, исправляют ошибки.
Старшие группы: Игра «Домики для звуков» - на ковре синий и зеленый квадраты. Это домики для звуков. Детям раздаются картинки. Звучит музыка, все танцуют и передвигаются по ковру. Когда музыка замолкает, дети должны первый (последний) звук и занять свой домик.
Королева грамоты : Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко, и во рту нам ничего не мешает. А согласные не пропоешь: когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Звуки мы слышим и произносим. Правильно! А что мы пишем и читаем? Правильно, буквы.
Давайте играть! У меня на столе лежат разнообразные буквы. Первая команда будет собирать буквы, обозначающие гласные звуки, а вторая команда – согласные.
Игра «Выбери букву» (2 команды по 5 человек)
Дети под ритмичную, веселую музыку по очереди бегут к столу, берут по одной букве и относят к столику своей команды. После окончания игры ведущий вместе с детьми анализируют, правильно ли команды выбрали буквы.
Ведущий: А сейчас нас ждет игра «Волшебный мешочек». Кладем в него буквы О, С, К, Х, И, П.
Ведущий показывает детям по букве, дети произносят звук или звуки, которые она обозначает. Буквы в мешочке перемешиваются, ведущий произносит звук и предлагает детям найти обозначающую его букву в мешочке на ощупь. Принимают участие все желающие.
Королева грамоты :
Подготовительные группы: Теперь вспомним, как пишутся буквы. Для этого у нас есть два мольберта и мел. Писать будем с завязанными глазами.
Ведущий приглашает к мольберту двух детей, которые берут мелки. Детям завязывают глаза. Ведущий произносит какой-либо звук и спрашивает, помнят ли дети, как пишется буква, которой он обозначается. В случае утвердительного ответа детям предлагается написать букву. После этого с глаз снимаются повязки, проверяется правильность написания буквы, ошибки исправляются.
Старшие группы: Игра «Собрать буквы», разрезанные на части.
А сейчас для вас я приготовила такое задание, боюсь, справитесь ли?
Ведущий: Справимся, дети?
Дети: Да, справимся.
Королева грамоты :
Подготовительные группы: Ну что ж, проверяйте, правильно ли у меня написаны буквы.
Игра «Исправь зеркальное изображение букв» : к мольбертам, на которые магнитами прикреплены буквы, приглашают двух детей. Им предлагают убрать все неправильные изображения. Игра проводится под музыку. После этого анализируется правильность выполнения задания, исправляются ошибки.
Старшие группы: Ну что ж, проверяйте, правильно ли у меня написаны буквы. Допишите недостающие элементы букв.
Игра «Ремонт букв» : к мольбертам, на которые магнитами прикреплены буквы, приглашают двух детей. Им предлагают дописать недостающие элементы букв. Игра проводится под музыку. После этого анализируется правильность выполнения задания, исправляются ошибки.
Ведущий: Королева грамоты, мы с ребятами и загадки отгадывали. И играли, и соревновались. Как ты считаешь, справились мы с твоими заданиями?
Королева грамоты : справились. Молодцы, ребята! Вы меня не подвели! А вот и обещанный сюрприз!
Раздача конфет под музыку.
Ну что ж, пришла пора расставаться с вами ребята, до новых встреч.
Уходит.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш маленький праздник. Я желаю вам любить свой родной язык, читать много интересных книг, а в дальнейшем учиться в школе на «4» и «5».