Евгения Мельникова
Итоговое занятие по грамоте в старшей речевой группе: «Путешествие в страну Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАМОТЫ
ЦЕЛИ: - закреплять знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог,звук;
- различать гласные и согласные звуки, давать их характеристику;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
- учить подбирать к предметам признаки и действия;
- закреплять употребление предлогов в предложении;
- учить составлять схемы к предложениям;
- совершенствовать навык словоизменения и словообразования;
- упражнять в работе с деформированным предложением;
- учить составлять рассказ и пересказывать его;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
- активизировать словарный запас по теме: «Весна»;
- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Ход ЗАНЯТИЯ
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ РЕЧИ:
Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре
Громко, четко говорим, никуда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Из чего состоит наша речь? (из предложений).
- Из чего состоят предложения? (из слов).
- Из чего состоят слова? (из слогов).
- Из чего состоят слоги? (из звуков).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
РАБОТА С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ
-Чем отличаются звуки и буквы (звуки- слышим и говорим,буквы –пишем и видим).
* Отгадывание загадки:
На страницах букваря 33 богатыря,
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.
(Алфавит).
- Назовите буквы, которые обозначают два звука (Я, Ю,Е,Е)
* Игра: «Четвертый лишний»
[Ш], [Ж ], [Ч ],[ Ц]; [ Ч],[ Ц],[ Щ],[ Й] ; [ А], [О], [Я], [И] .
*Звуковой анализ.
-Какими символами в звуковом анализе обозначаются гласные (согласные твердые, согласные мягкие)
-Назовите всегда твердые согласные звуки ([ ш] [ ж] [ ц ]).
-Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ ч][ щ] [ й ]).
- Назовите буквы, которые обозначают два звука (Я, Ю,Е,Е)
* Отгадывание загадки:
В город к нам пришёл апрель -
Ярким солнышком смеётся,
Тёплым ветром в окна бьётся,
А с сосулек, с крыши льётся
Чистым дождиком. (КАПЕЛЬ).
КАП - КАПЛЯ - КАПЕЛЬ – КАПЕЛЬКА
РАБОТА СО СЛОВОМ
- Что могут обозначать слова? (предметы, признаки, действия).
* Игра «Подбери»
- к признаку предмет:
Весенний - ручей, день, дождь, грач, цветок.
Весенняя – гроза, капель, трава, погода.
Весеннее – солнце, облако, небо, пальто, платье.
Весенние – дни, цветы, дожди, лучи.
- к предмету действий:
Ручей – льется, журчит, звенит.
Птицы – прилетают, поют, гнездятся.
*Игра «Посчитай»
1день,3дня, 5дней.
1весенний день, 3весенний дня, 5весенний дней.
1весенний,солнечный день; 3весенних,солнечных дня; 5весенних, солнечных дней.
*Игра «Четвертый лишний»
Капель, весна, пришла,ручей.
Долгожданная, засияло, апрельский, весенний.
Лучик, расцветают, просыпаются, зеленеет.
*Игра «Составь слово из букв»
Луч, почки, дождь, весна.
ФИЗМИНУТКА «ПРИШЛА ВЕСНА»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
РАБОТА С ПРЕЛОЖЕНИЕМ
*Составление предложений о весне и схем к ним.
*Работа в деформированным предложением.
Солнышко,светит,весна, яркое.
Тает, ручейки, дождь, бегут,снег, теплый, идет.
Травка, зеленая, земли,из-под, пробивается.
Возвращаются, дальних, перелетные, птицы, из, краев
*Пересказ рассказа о весне (с использованием мнемосхемы)
Весной светит яркое солнышко. Тает снег, бегут ручейки, идет теплый дождь. Из-под земли пробивается зеленая травка. Из дальних краев возращаются перелетные птицы.
ІІІ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
*А, О, У, Э, И, Ы -пропеть мы рады,потому, что нет преграды.
Голосистый этот гласный, хочет петь-не утерпеть.
А согласный звук согласен только вместе с гласным петь!
Петь согласный не привык, рот не раскрывает.
Губы, зубы и язык – все ему мешает.
И согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
Мы разделим без сомненья весь рассказ на предложения.
Предложенье делим снова, получается 3 слова.
Как же мы разделим слово? Да на слоги-и готово!
Свой ответ проверить будь всегда готов:
Сколько гласных в слове, столько и слогов.
Мы теперь не знаем скуки: слог разделим мы на звуки.
А теперь давай опять звуки в СЛОГИ составлять.
Из слогов мы сложим…СЛОВО.
А из слов мы без сомненья составляем…ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
А из предложений раз! Получается …РАССКАЗ.