Алла Калюжная
Конспект логопедического занятия «Морское путешествие» с элементами обучения грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с элементами обучения грамоте в старшей группе
Цель: закрепление правильного произношения звука Р в словах и фразах.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
• Продолжать формирование знаний о звуках, слогах, словах и предложениях.
• Учить свободно произносить слова со звуком Р в разных его позициях в слове, придумывать слова со звуком Р.
• Закреплять умение детей делить слова на слоги; согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5; образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Морское путешествие“ с элементами обучения грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве.
• Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
• Закреплять умение подлезания под дугой, перешагивания через препятствия приставным шагом, выполнять движения, согласовывая их со стихотворным текстом.
Воспитательные:
• Воспитывать активность на занятиях, любознательность, положительную мотивацию к обучению, умение выслушивать товарища, не перебивая.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание картин художника Айвазовского, беседа и обмен впечатлениями о понравившихся картинах; экскурсия в «Галерею картин» детского сада; ознакомление с творчеством русских художников-пейзажистов посредством просмотра презентаций об их творчестве; разучивание стихотворения для физминутки «У синего моря»; дидактические игры «Рыбалка», «1-2-5», «Назови ласково», «Добавлялки»; просмотр отрывка из кинофильма «Пираты Карибского моря»; объяснение лексических значений слов «палуба», «штурвал», «остров» и др.
Материал и оборудование: презентация к занятию «Морское путешествие», набор картинок для деления на слоги, магнитная доска, индивидуальные карточки для развития мелкой моторики, простые карандаши по количеству детей, Д/игра «Рыбалка», обруч, дуга, мягкие палочки для перешагивания, сундук с сюрпризом, одежда моряков, ноутбук, аудиозапись «Шум моря».
План-конспект непосредственной образовательной деятельности:
Автоматизация звука Р в словах
«Морское путешествие»
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся на поиски сокровищ. А помогать нам в этом будет звук, который слышится во всех словах: рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Вы догадались? (Р-Р-Р)
А где ещё мы можем слышать звук Р? ( Рычит собака: Р-Р-Р, каркает ворона: КАР-КАР-КАР, труба трубит: ТУ-РУ-РУ).
2. Артикуляционная гимнастика.
Но прежде, чем отправиться в путь, нам нужно построить корабль. Берём длинные, гибкие доски для постройки (упр. «Качели», сколачиваем их гвоздями (упр. «Барабанщики»). Нужно не забыть поставить парус (упр. «Парус»). Замечательный корабль у нас получился. Ветер усиливается (На выдохе длительно подуть, сложив губы «Трубочкой»). Можно готовиться к отплытию.
3. Но что же за корабль без названия? Давайте выделим 1 звук в названиях картинок, соединим их и прочитаем, какое название получилось.
(Утка, Дракон, Апельсин, Чемодан, Аист). («Удача»).
Желаю всем удачи в поисках сокровищ!
Вас корабль огромный ждёт!
Вы поплывёте по морям,
Сегодня – здесь, а завтра – там!
Ой, нет времени стоять,
Скоро будем отплывать.
Без матросов – никуда.
Эй, матросы, все сюда!
Занимаем места на корабле.
4. Звукоподражание. Теперь поднимем якорь. Цепь тяжёлая, громко гремит: р-р-р. Давайте столкнём наш корабль на воду. Камни поворачиваются, стучат по дну корабля: р-р-р. Вот мы уже и плывём, дружно вёслами гребём. Но где же искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из островов и поискать там сокровища.
5. Берём курс на 1 остров. Для этого проложим путь по пунктирной линии
(Развитие мелкой моторики).
Волны плещутся за бортом и раскачивают наш корабль:
Ра ро ру ры рэ
Ар ор ур ыр ир ер ёр юр яр
(дети повторяют слоги отражённо).
Первый остров оказался необитаемым. Давайте скажем, «Кого или чего на нём нет?» Получая картинку, вы должны правильно её назвать и найти ей место: живое будем складывать в один столбик, неживое – в другой.
(Дети размещают картинки на магнитной доске).
Носорог груша воробей самовар
Крыса зеркало топор кенгуру
Рыбак виноград карандаш рак
Кролик тетрадь радуга крокодил
На этом острове живёт зубастый, голодный, злой … (Крокодил). Он злой, потому что голодный. Накормим его из наших запасов, и он подобреет. У нас есть рыба. Дадим ему: одну рыбу две рыбы пять рыб.
Аналогично накормим грушами, морковкой, арбузами.
6. Отправляемся к следующему острову. Проложим путь на карте. (Развитие мелкой моторики). Здесь живут обезьяны. Они запасают ананасы.
Назовём предметы ласково и поможем обезьянам заготовить запасы.
Рубашка кровать арбуз карандаш
Ковёр светофор рука корова
(подсчёт собранных ананасов, всего собрали 8 ананасов).
Но и наши запасы оскудели. Прежде, чем отправиться на следующий остров, давайте запасемся рыбой. Игра «Рыбалка». Нужно удочкой поймать рыбку за голову, правильно назвать изображение на туловище рыбки, сосчитать количество слогов, а уже потом положить в ведёрко.
Физминутка:
К морю синему спустились, Дети идут к центру круга,
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут раками лицо.
Раз, два, три, четыре - 4 движения руками к лицу.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Идут по кругу, взявшись за руки.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс, Дети показывают - «брасс»,
Одной, другой – это кроль. «кроль», двигаясь по кругу.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой Дети идут лицом от центра круга.
И отправились домой.
(берём ведёрко с рыбой с собой).
7. Прокладываем путь на следующий остров. (Развитие мелкой моторики).
На этом острове живёт голодный тигр. Он нечаянно съел слова из стихотворения. Давайте вместе исправим его ошибку: будем добавлять недостающее слово и чётко проговаривать звук Р.
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как … (Матрос)
Как бы мне пошла кор-рона! –
Важно каркает … (Ворона)
Жарким летом по горам
В шубе бегает … (Баран)
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберё шь:
Кто ёжится, тот … (Ёж)
А кто ершится - … (Ёрш).
8. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. Проложим к нему путь. (Развитие мелкой моторики).
И кто же встречает нас на берегу? (Пират)
Он не старый, а … (молодой)
Не плохой, а … (хороший)
Не злой, а … (добрый)
Не сердитый, а … (радостный)
Не растрёпанный, а … (аккуратный)
Не ленивый, а … (трудолюбивый)
Не глупый, а … (мудрый).
Пират по секрету сказал мне, что сокровища зарыты именно на этом острове. И нам нужно найти место, где зарыт сундук. А с чем мы ищем сундук? (С сокровищами)
(Разложить на полу полосу препятствий)
9. Высадиться на берег сможет только тот, кто без ошибок сможет повторить скороговорку: «Проворонила ворона воронёнка».
(Дети по очереди проговаривают скороговорку, подходят к полосе препятствий, останавливаются в обруче).
Сделаем вместе 5 шагов вперёд, 3 шага вправо и т. д.
А вот и сундук. Что нам нужно с ним сделать? (Открыть)
Наверное, это проделки пирата. Он решил, что конфеты – настоящее сокровище. (Раздача угощения).
10. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным.
(Дети садятся на корабль)
А какой звук нам сегодня помогал? (р-р-р)
Возвращаемся домой,
Дружно вёслами гребём,
В странах разных побывали,
Свои знанья показали.
11. Итог. Молодцы, ребята. Все сегодня были активны, доброжелательны, старательны и очень внимательны. Спасибо за занятие.