Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по мотивам сказки «Мешок яблок» для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 6-7 лет № 8 «Светлячок» по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Цель: Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти и речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания детей по лексической теме «Осень»
Коррекционно-развивающие:
- Развитие грамматического строя речи;
- Развитие произвольных психических процессов: внимание, мышление, зрительная память, восприятие;
- Развитие анализаторских способностей, пространственных ориентировок;
- Стимулировать познавательную активность;
- Развитие личностных способностей, навыков коллективного взаимодействия.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание уважения друг к другу;
- Воспитание чувства взаимопомощи;
Оборудование: Презентация к занятию, музыкальное сопровождение, шапочки героев (зайцы, ежик, медведь, белочка, лиса, коза, природный материал (каштаны, веточки рябины, желуди, шишки, судоку, муляжи и картинки овощей, фруктов, грибов, корзинка, дидактическая игра «Судоку», обручи, картинки деревьев, картинки с буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети входят и встают в круг.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Учитель-логопед: Давайте, ребята, мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Прохлопай свое имя».
Игра «Прохлопай свое имя»
Цель: Настроить на занятие. Закреплять умение делить слова на слоги. Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Учитель-логопед: Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Ребята, вы любите сказки? Что в них интересного? А давайте поиграем в сказку. Собирайся народ, кто в сказку играть идёт. А сказка не простая сказка – загадка. Нам нужно отгадать, в какое время года происходят события в этой сказке.
В далеком лесу, где безлюдно и тихо,
Жили-были папа-заяц и мама-зайчиха.
Жили дружно в лесу под кусточками
Со своими сыновьями и дочками.
Зайчиха (ребенок): Милый Степушка, в нашей кладовке пусто.
Мы доели последний кочан капусты.
Отправляйся-ка ты за едой,
Да не забудь взять корзинку с собой.
Заяц: И куда же я пойду?
Как-то страшно одному.
Позову-ка я друзей,
Вместе будет веселей. (зовет ребят с собой)
Игровое упражнение «Путешествие в лес»
Здравствуй лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны).
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками).
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх. Покачивания вправо-влево).
Ночью темной, грозовою? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Только в лес мы вошли – Маршировать.
Ежика мы там нашли.
Детей встречает Ежик (ребенок)
Ежик: Всех приветствую, друзья!
Чем могу помочь вам я?
Заяц: В нашей кладовке пусто,
Мы доели последний кочан капусты.
Идем с друзьями за едой,
Прихватив и корзинку с собой.
Ежик: Я набрал в лесу грибов,
Поделиться я готов.
Проявите вы смекалку,
Отгадав мою загадку.
Игра «Судоку» (работы парами за столами или индивидуально)
После выполнения задания ежик отдает детям грибок с буквой О.
Цель: Развитие логического мышления, зрительного внимания, умения взаимодействовать в парах.
Игровое упражнение «Путешествие в лес»
Снова дальше мы идем – Маршировать.
Перед нами водоем! Руки в стороны.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.
Раз-два, раз-два – Прыжки.
Позади теперь вода! Маршировать.
Раз-два, раз-два – Прыжки.
Позади теперь вода! Маршировать.
Руки выше поднимаем, Движения по тексту
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо – Руками махать себе на лицо.
Закачалось деревцо. Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.
Ветер тише, тише, тише – Приседания, руки вперед.
Деревцо все выше, выше. Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.
Дальше по лесу шагаем, Маршировать.
Белочку мы повстречаем.
Белочка: Здравствуйте, мои друзья!
Чем могу помочь вам я?
Заяц: В нашей кладовке пусто,
Мы доели последний кочан капусты.
Идем с друзьями за едой,
Прихватив и корзинку с собой.
Белочка: У меня орехов много,
Поделиться я готова.
Предлагаю поиграть,
Свою удаль показать.
Игра «Найди домик»
Детям раздаются желуди, каштаны, ветки рябины и шишки. На полу разложены обручи с деревьями. Под музыку дети скачут по кругу, как только музыка меняется, дети должны найти домик «С какого дерева плод». Затем картинки с деревьями меняются местами. Игра выполняется несколько раз.
После выполнения задания белка отдает детям лесной орех с буквой С.
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление названий плодов и деревьев.
Учитель-логопед: Дальше по лесу шагаем, Маршировать.
И медведя мы встречаем. Раскачивание туловища из стороны в сторону.
Медведь: Шлю привет вам, детвора!
Вы откуда и куда?
Заяц: В нашей кладовке пусто,
Мы доели последний кочан капусты.
Идем с друзьями за едой,
Прихватив и корзинку с собой.
Медведь: Диких яблок могу дать,
Только надо поиграть.
Игра «Подбери по смыслу» (индивидуальная работа)
Цель: Развивать умение устанавливать закономерность и подбирать подходящий по смыслу предмет по аналогии. Развитие грамматического строя речи.
На доске карточки с недостающим предметом. Каждому ребенку достается карточка с предметом. Ребенок должен установить закономерность и грамотно построить предложение. Например, попугай сидит в клетке, а рыбка плавает в аквариуме. После игры медведь отдает детям яблоко с буквой Е.
Звук дождя. Появляется Лиса.
Лиса: Лапочки мои промокли.
Где же спрятаться плутовке?
Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (напряжение в ногах).
Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. (встряхивают кистями рук)
Деревья почувствовали внутри свежесть и бодрость».
После игры Лиса отдает детям шишку с буквой Н.
Учитель-логопед: Мы пойдем в огород,
Поглядим, что там растет.
Коза: Здравствуйте, мои друзья!
Чем могу помочь вам я?
Заяц: В нашей кладовке пусто,
Мы доели последний кочан капусты.
Идем с друзьями за едой,
Прихватив и корзинку с собой.
Коза: Поделюсь с вами капустой,
Только мне одной здесь грустно.
Вы со мною поиграйте,
И заданье выполняйте.
Игра «Запомни и найди» (игра с прищепками)
Цель: развитие зрительной памяти, умения работать в команде, навыков классификации, мелкой моторики.
На доске Коза с овощами (баклажан, морковь, яблоко, груша, помидор, тыква, огурец)
На доске Белка (подберезовик, лисичка, лесной орех, малина, рябина, мухомор, желудь)
Дети в течение 1 минуты запоминают предметы, а затем подходят к столу, где разложены различные картинки с предметами. Каждая команда выбирает только те картинки, что подходят его герою и прикрепляют их на веревку с помощью прищепки. Команды проверяют правильность выполнения.
После игры Коза дает детям капусту с буквой Ь.
Заяц: Вот целая корзинка с едой.
Пора возвращаться домой.
Ребята, а зачем нам дали эти буквы? Дети сами говорят, что можно из букв составить слово. это отгадка в сказке- загадке.
Дети возвращаются и составляют слово из полученных букв. Это слово ОСЕНЬ.
Если по времени успеваем, то выкладываем схему-звуко-буквенный разбор слова, деление на слоги, определение ударного слога.
Игровое упражнение
Цель: Развитие логического мышления, умения отвечать полным ответом.
Под музыку дети передают мячик по кругу. Музыка останавливается. У кого в руках мяч, тот и отвечает на вопрос.
Проблемный вопросы:
1. Осень -это день недели? (Нет, осень-это время года)
2. Осень следует за зимой? (нет, осень наступает после лета)
3. Первый месяц осени-ноябрь? (Нет, первый месяц осень-сентябрь)
4. Белка запасает на зиму капусту? (Нет, белка делает запасы орехов, ягод и шишек)
5. Лиса впадает на зиму в спячку? (Нет, на зиму в спячку впадает медведь, барсук, ежик)
6. Волк меняет на зиму шубу? (нет, это заяц и белка меняют шубку на зиму)
7. Медведь спит в дупле? (Нет, медведь живет в берлоге)
8. Капуста растет на дерево в саду? (Нет, капуста-это овощ и растет в огороде)
9. Коза-это дикое животное? (нет, коза – это домашнее животное)
10. Дождь льет снизу вверх? (Нет, дождь льет сверху вниз)
11. На сосне растут фрукты? (нет, на сосне растут шишки, а фрукты растут на деревьях в саду)
12. Осень лепят снеговика и катаются на санках? (нет, осенью собирают урожай, готовятся к зиме, собирают листья и природный материал….)
13. Зайцы очень любят мухоморы? (Нет, зайцы не едят грибы, а мухомор-это ядовитый гриб)
Рефлексия
-Ребята в какую сказку мы сегодня играли?
- Что за отгадка в этой сказке?
-Что интересного было в этой сказке?
- А какое задание было самым лёгким для вас?
- А самым сложным… ?
-Как вы думайте, чему нас научила эта сказка?
- Так зачем играть в сказки?
В конце занятия детям вручаются осенние медали «Знатоки осени»