Анжелика Хаметова
Конспект занятия «Постановка звука [С] по подражанию «Песенка осеннего ветерка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука С
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
1. Организационный момент
Логопед: Привет, малыш. Ты знаешь, какое время года наступило? (Осень).
Публикация «Конспект занятия „Постановка звука [С] по подражанию „Песенка осеннего ветерка“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Театральные постановки, инсценировки, спектакли
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Логопед: Правильно. И к нам в гости пришел ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК (выставляется картинка). Он хочет научить тебя петь свою песенку. Будешь учиться? (Да.)
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним игру про ветерок :
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
(плавные, волнообразные движения ладонями).
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
(загибают по одному пальчику на обеих руках).
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на стол).
Н. В. Нищева
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Ветерок хочет, чтобы ты научился дуть так же сильно, как он.
Упражнение для развития напора воздуха:
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.
Игра может называться «Подуй на осенний листочек!» (на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные листочки, вырезанные из картона).
Так же возможны игры:
«Заморозим пальчики»
«Заморозим подбородок»
«Заморозим шею»
«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку осеннего ветерка, нам нужно размять свои язычки.
При отсутствии звука [c], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка.
Упражнение для губ:
Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Малыш, а тебе нравится осень? (да)
Логопед: Улыбнись, покажи мне, как она тебе нравится (радость).
Логопед: А ты огорчаешься, когда на улице идет холодный дождь и дует ветер? (да)
Логопед: Покажи мне, как ты огорчаешься! (грусть)
Логопед: А ты удивишься, если завтра пойдет снег? (да)
Логопед: Покажи мне удивление на своем лице! (удивление)
6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:
Малыш, давай поиграем в актеров. Актеры умеют говорить одну и ту же фразу по-разному.
НАСТУПИЛА ОСЕНЬ.
Логопед: Скажи эту фразу, как будто ты рад (не рад, удивляешься, спрашиваешь, тебе все равно).
Если ребенок затрудняется, то логопед показывает нужную интонацию.
7. Постановка звука С при его отсутствии
Постановка звука С по показу правильной артикуляции
(по подражанию)
А) Упражнение «ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК» или «Песенка водички» («Насос»)
Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться, показать зубки (сделать «Заборчик», а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!», сильно подуть, как:
- ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК – СССССССССССССССС
- НАСОС – СССССССССССССССССС
- ВОДИЧКА БЕЖИТ – ССССССССССС
Внимание ребенка следует обратить на «тонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.
8. Артикуляционный уклад звука С
Логопед: Когда мы поем песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА (произносим звук С)
- Губы улыбаются
- Зубы сближены («заборчиком»)
- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;
- воздушная струя холодная
- горлышко не дрожит
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука С и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ВЕТЕРКА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С).
9. Характеристика звука С
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.
Логопед: Какой звук С?
Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
10. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед кидает ребенку мяч, и называет различные слова-предметы по теме «Осень», ребенок должен придумать к этому предмету признак:
Осень - … теплая
Ветерок - … осенний
Дождь - … моросящий
Небо - … хмурое
День - … ненастный
Листья - … желтые и т. д.
11. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Посмотри, малыш. Ветерок такой озорник. У меня была картинка. Она была сложена. Но ветерок подул и рассыпал мою картинку. Помоги мне ее собрать.
(картинка «Осень. Дождь»)
12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Наш осенний ветерок дул так сильно, что к нам прилетела тучка, а из нее пошел дождик. (на картинке). А дождик поет нам свою песенку. Давай поиграем в игру «Песенка дождя»
Логопед отстукивает различные ритмические рисунки («Дождик стучит», а ребенок повторяет. Начинать лучше с самых простых ритмов.
___ ___ ___
__ __ ___
___ __ __ и др.
13. Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед:
Малыш, чем мы сегодня занимались на занятии?
Кто приходил к нам в гости?
Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?
Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?
Давай посмотрим, как у тебя это получается?
ТЫ МОЛОДЕЦ!
Завтра ветерок придет к нам еще раз.