Лучший педагог года

Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники

Антипова Анна Анатольевна
Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ ДС №44 УКМО

Воспитатель:

Антипова А. А.

«Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники»

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Публикация «Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

-ассоциативное мышление

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-связную речь

-мелкую моторику рук

Мнемотаблица - это схема, в которую

заложена определённая информация.

Используя в нашей работе мнемотаблицы (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают опредметить абстрактные понятия, развивают у детей память, творческое воображение, учат детей делать умозаключения, планировать свою деятельность. Как известно, мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:

-Развитие основных психических процессов - памяти, внимания

-Развитие зрительно – пространственных функций

-Развитие связной речи

В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы не только для разучивания

стихов, скороговорок и. т. д, но и попробовать их

при обучении детей грамоте.

Мнемотаблицы помогают нам знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)

Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий - глухой, мягкий - твёрдый)

К началу учебного года, нами была подготовлена картотека мнемотаблиц для обучению грамоте.

Каждая таблица заламинирована для долгосрочного использования,имеет яркий эстетический вид, что бы ребёнку было приятно и интересно работать с такой таблицей.

Так же мы подготовили таблицы многоразового использования для самостоятельного заполнения их ребёнком. Очень удобно, детям нравится.

Как мы работаем с таблицей:

I. вариант “Запомни и заполни”

1. Цели:

-Познакомить (или закрепить) с образом буквы

-Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

-Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

-Формировать фонематические

представления

-Развивать зрительное внимание

и память

-Развитие зрительно-пространственных

представлений

-Развитие связной речи

-Развитие графо-моторных навыков

2. Ход работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно воспитатель рассказывает, что там нарисовано и почему.

Воспитатель : - В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые

Показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т. к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу (над зелёным кругом) нарисована пила, т. к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой (голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т. к. буква П похожа на прямоугольник.

Воспитатель убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

II вариант “Найди ошибку”

1. Цели:

-Познакомить (или закрепить) с образом буквы

-Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

-Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

-Формировать фонематические представления

-Развитие зрительно-пространственных представлений

-Развитие логического мышления

-Развитие связной речи

2. Ход работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

III вариант “Подбери букву”

1. Цели:

-Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

-Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

-Формировать фонематические представления

-Развитие зрительно-пространственных представлений

-Развитие логического мышления

-Развитие связной речи

2. Ход работы с таблицей:

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть. Далее предложены некоторые варианты таблиц,

используемые нами в работе.

Рекомендуем попробовать мнемотаблицы в своей работе с дошкольниками!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии Тико-моделирования «Защитники Отечества»Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии Тико-моделирования «Защитники Отечества» Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии ТИКО-моделирования. Тема: «Защитники Отечества» Цель: формирование.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р»Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р» Тема. Звук [Р]. Буква Р. Цели: Автоматизировать звук [Р]. Познакомить с буквой Р Развивать грамматический строй речи Развивать связную речь.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 09:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка к обучению грамоте с использованием мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Антипова Анна Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД