Петрищева Татьяна
Педагогический проект «Сказки всегда с нами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Тогучинского района «Горновский детский сад № 1»
Педагогический проект
По теме: «Сказки всегда с нами»
(средняя группа «Звоночек»)
Возраст детей 4-5 лет
Авторы: воспитатели
Перепелица Г. А.
Петрищева Т. М.
п. Горный, 2021– 2022 учебный год.
Технологическая карта проекта
Публикация «Педагогический проект „Сказки всегда с нами“ в средней группе» размещена в разделах
Вид проекта : групповой, долгосрочный, познавательно- творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный, 2021 -2022 учебный год
Актуальность.
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема: Ослабевающий интерес к устному народному творчеству.
Причины:
1. Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с фольклором;
2. Недостаточное внимание уделяется чтению русских народных сказок родителями детям;
3. Замена чтения на телефон, мультфильмы и компьютер.
Цель проекта : формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры.
Задачи Содержание
Воспитательные задачи воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
воспитывать умение слушать и понимать произведения разных фольклорных жанров, выражать эмоции;
воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
воспитывать в детях умение объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков.
Образовательные задачи систематизировать и расширить знания детей о сказках;
освоить специальные средства литературно-речевой деятельности; познакомить детей со средствами художественной выразительности;
закреплять у детей знания о том, для чего нужны сказки и чему они нас учат;
обогащать словарь детей новыми словами;
сформировать у детей умения пересказывать сказки;
познакомить с несложными фольклорными произведениями, соответствующими их возрасту.
Развивающие задачи развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).;
развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения, память, внимание;
развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Задачи по работе с родителями повышение компетентности родителей по вопросам познавательного речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
консультация-практикум «Читаем вместе». Проведена консультация с родителями. Родителям дана информация о роли сказки в развитии речи ребенка
повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми;
активное включение родителей в образовательный процесс.
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить поделки на выставку «Мои любимые сказки».
Задачи
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание
I. подготовительный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы);
Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
Создание условий для продуктивной деятельности.
II. практический Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Совместная деятельность: проведение занятия «Какие бывают сказки», аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко».
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
Беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Виды сказок».
Изготовление поделок совместно с родителями к сказке «Три поросенка», рисование «Мои любимые сказки».
Проведение дидактических игр.
Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок).
Консультации для родителей:
1. «Какие сказки читать ребёнку на ночь»,
2. «Семейные чтения»,
3. «Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи»
III. Заключительный Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Оформление выставки поделок «Наши любимые сказки»; Приложение
Оформление выставки семейных рисунков сказочных героев; Приложение
Квест игра (на улице) «Путешествие Колобка»
Презентация проекта, открытое занятие.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие – познакомить детей с возникновением устного народного творчества, повышать интерес детей к фольклорным жанрам, повышать интерес к стремлению получать знания через сказку, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, воспитывать умение работать в коллективе; во время инсценировок учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Познавательное развитие – побеседовать о том, откуда пришла сказка; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Речевое развитие – расширять интерес к сказке, как к произведению искусства; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развивать активный словарь детей, активизировать в речи детей новые слова, формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры, развивать мыслительную активность, любознательность, способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли.
Художественно-эстетическое развитие - использовать различные виды художественной деятельности: аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко», «Мой любимый сказочный герой». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.
Физическое развитие- использование подвижных игр, физических упражнений, пальчиковой гимнастики для реализации задач проекта «Сказки всегда с нами».
Организационные формы работы над проектом
Направление развития Формы работы с детьми
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку» Приложение1
Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)
Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их)
Познавательное развитие Ознакомление с миром природы
«Русские народные сказки из волшебного сундучка». Просмотр обучающих презентаций, мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
Беседы: «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», «Откуда пришли сказки».
ОД: «Народные и авторские сказки», «Как рождаются сказки». Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Сюжетно ролевые игры: «Семья» (на основе сюжете сказки «Волк и семеро козлят», «Книжкина больница», и др.
Речевое развитие Составление с детьми творческих рассказов : «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Рассказывание детьми сказки «Заяц Кот и Петух» с помощью мнемотаблицы.
Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Заучивание пословиц, поговорок, присказок.
Отгадывание загадок. Приложение2
НОД: «Русские народные сказки». Приложение3
инсценировка сказок «Три поросенка», «Заяц Кот и Петух»
Художественно -эстетическое развитие
(Продуктивная деятельность) Лепка. «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко»
Аппликация. «Заюшкина избушка», «Теремок»
Рисование «Петушок», «Мышка и мишка», «Скатерть-самобранка»
Раскрашивание раскрасок «Мой любимый сказочный герой»
Конструирование «Терем-теремок».
Изготовление масок сказочных героев.
Физическое развитие Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»
Подвижные игры: «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка - хохлатка», «Золотые ворота». Приложение4
Подвижная музыкальная зарядка под музыку.
Пальчиковые игры. Приложение5
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта Привлечь родителей :
К совместной работе с детьми и воспитателями.
К созданию поделок из пластилина (персонажи героев) к сказке «Три поросенка»
Выставке рисунков «Наши любимые сказочные герои»
Повысить педагогическую компетентность родителей, в воспитании детей младшего дошкольного возраста, через устное народное творчество. Консультация для родителей
1.«Какие сказки читать ребёнку на ночь»
2. «Семейные чтения»
3. «Театр в жизни ребенка. Домашний театр— это средство воспитания детей и
объединения семьи»
Ожидаемый результат
Результаты
Для детей: Для педагогов : Для родителей:
расширять представление детей о сказках;
укреплять дружеские отношения в семье.
прививать любовь и интерес к русским народным сказкам, традициям. реализовать проект в разных видах детской деятельности;
развитие творческого потенциала ребенка.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. станут активными участниками реализации проекта;
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей.
Ресурсное обеспечение
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005
4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Волгоград: Учитель, 2014. -307с.
6. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб: «Детство-пресс», 2008.
7. Махаева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М. : ТЦ «Сфера», 2001.
8. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001.
9. Ресурсы интернета.