Венера Зарипова
Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Зарипова Венера Сагитовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Аскино
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Основная форма логопедических занятий это развитие всех компонентов речи:
- формирование фонетико – фонематической стороны речи.
Публикация «Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
- формирование и развитие связной речи.
- формирование лексико – грамматических категорий.
Основная задача логопедических занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Определяя содержание занятия, подбирая речевой и практический материал, мы стремимся к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.
Логопедические занятия включают следующие этапы:
-это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, далее идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков.
–также здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. К ним относятся зрительная гимнастика, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.
Логопедическое воздействие на речевое развитие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести методы моделирования и метод проектов.
Использование метода моделирования развивает умственные способности детей. Например можно познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.
Метод проетов - это иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
В моей работе является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Проектная работа «Логосказки - как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников» долгосрочная в течение учебного года. Воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом.
Цель: Коррекция речи детей путём использования логосказок.
Задачи проекта:
Способствовать речевому развитию дошкольников (совершенствовать произносительную сторону, лексико – грамматические средства языка, развивать связную речь).
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
Создавать благоприятный психологический климат при организации ООД по речевому развитию.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти у детей.
Подбор дидактического материала ведется по следующим видам логосказок:
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
Сказки, способствующие формированию связной речи, по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Артикуляционная сказка.
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.
Пальчиковые сказки:
стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
-развивают мелкую моторику;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам.
Фонетические сказки, предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Подбирается речевой материал на автоматизируемый или дифференцируемые звуки.
Чтобы получить устойчивый результат в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Здесь используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказки по развитию связной речи активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы, творческие способности. У детей формируется интонационная выразительность, развивается монологическая речь, автоматизируются звуки в речи
Сказки по обучению грамоте
- Формируют и дифференцируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»…
- развивают фонематический слух;
- закрепляют зрительные образы букв;
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами.
Итогом данного проекта будет папка «Логосказки» с ранымиинтересными сказками, которые можно применять в коррекции речевых нарушений.
Логосказка – это наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка.