Папки-передвижки

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ

Наталья Михайловна Цыс
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. №123-Ф3.,

Публикация «Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3, ставит перед учреждениями дошкольного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.

Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются.

Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:

-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

-осуществлять индивидуальную психолого-медико- педагогическую помощь детям с ОВЗ;

-способность усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностируя свои узконаправленные параметры, и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, мы можем наблюдать разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и, как следствие, отсутствие единства в достижении цели. В связи с этим возникает необходимость поиска, оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальных образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.

При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствовались следующими принципами:

- каждый ребёнок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

- социум усиливает возможности и способности ребёнка.

Этап психолого-педагогического сопровождения с ОВЗ Содержание работы

I этап – подготовительный сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – комплексной диагностики выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка, диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности ребёнка (манипуляторной, предметно – практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в детском саду нужно создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду. Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально – личностному развитию детей. Совершенствовать стиль общения с ребё нком: придерживаясь психологически-корректного стиля общения, добиваясь уважения и доверия воспитанников. Создать условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.

Методы, используемые в работе:

- беседы, игры, образовательная деятельность, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе);

- релаксационные упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

Тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволит на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут позволит не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

Литература:

1. Дмитриева Н. В. Инклюзивное образование : право, принципы, практика / Дмитриева Н. В. Прушинский С. А. – Москва: РООИ «Перспектива», 2009. – 228 с.

2. Пильдес, М. Б. Системы работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования : образовательная программа школа / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина– Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г, №124 – Ф3.

5. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г, №181 – Ф3.

Публикации по теме:

Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 1) Содержание Введение…. Глава 1. Теоретический анализ деятельностного метода Глава 2. Из опыта организации обучения.

Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4) Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение.

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию «Использование инновационных технологий как условия реализации ФГОС» Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2018-2023г. г. Калимуллиной Гульсины Адгамовны, воспитателя.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Лего конструирование, как средство развития ключевых образовательных компетенции дошкольников с ОВЗ Лего конструирование как средство развития ключевых образовательных компетенции дошкольников с ОВЗ Перечень ключевых образовательных компетенций.

Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества.

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 18:56
+181Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна Цыс (УИ 747232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД