Людмила Черненко
Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические методы формирования сознания.
Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно формируются духовные, этические, эстетические и физические качества личности. Другими словами : путь достижения заданной цели – называют методом воспитания. На практике - это способы воздействия на чувства, волю, поведение и сознание воспитанников, чтобы выработать у них определенных качества. Непосредственно, процесс перевода с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Поскольку цели воспитания можно достичь разными путями, то и скорость достижения цели – так же различна.
Публикация «Дистанционная педагогическая конференция „Педагогические методы формирования сознания“» размещена в разделах
На практике - перед воспитателем всегда стоит задача найти пути, наиболее соответствующие процессу воспитания. Каждый воспитатель, в меру своих возможностей, вносит в разработку общих методов свои дополнения, в частности, именуемые приемами воспитания. Прием — это единичное воздействие, а совокупность приемов воспитания - это средство.
Метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели; в структуре метода обязательно есть приемы и средства.
Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Ложными методами воспитания называют уговаривание, упрашивание, назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.
Учиться контролировать себя, чтобы использовать наиболее приемлемые методы воздействия в процессе воспитания - одна из важнейших задач воспитателя.
Чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира применяются методы формирования сознания. Они формируют убеждения, понятия, представления, собственное мнение и оценку происходящего. Все эти методы ориентация на слово, которое, как воспитательное средство обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побуждает к размышлениям и переживаниям. Через вербальное воздействие воспитанники побуждаются к осмыслению своего жизненного опыта и мотивации своих поступков.
Среди методов формирования сознания личности чаще всего используют убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.
Непременным и обязательным условием перед началом формировании сознания - является знание воспитанником норм и правил поведения, что должны быть сформированы в процессе воспитания. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности, важные и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Методы воздействия, при которых формируются устойчивые убеждения- называются методами убеждения. Именно убеждения, а не знания, стимулируют поступки воспитанников. Поэтому не сколько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Достигают цели методы, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Сегодня всё чаще воспитатели все больше включают в арсенал методов убеждения библейские притчи, крыловские басни, рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Используя их как средства возрождения духовных начал воспитания. Так же практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, увещевания, инструктажи, диспуты, доклады и самый сильнодействующий метод убеждения — пример.
Рассказ на этическую тему чаще используется в младших и средних классах. Эмоциональное и яркое изложение событий и фактов нравственного содержание, воздействуя на чувства, помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Воспитательное значение этического рассказа сильно снижается, если сразу после него дети переходят к делу, отличному по содержанию и по настроению Важно позаботиться, чтобы впечатления от рассказа сохранялись дольше.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия, чтобы повлиять на сознание и чувства воспитанников. Применяют этот метод педагоги, когда хорошо знают особенности детского коллектива и личные особенности воспитанников. Для младших школьников возможно применение простейших приёмов: «поступать нужно так», «все так делают» и т. п. Подросткам необходима глубокая мотивация, толкование общественного смысла моральных понятий. Разъяснение применяют для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения. А так же для выработки правильного отношение воспитанников к поступку, который уже совершен (например, весь класс «прогулял» урок).
Внушение используют для детей и подростков, когда воспитанник должен принять некоторые установки. Происходит воздействие на личность в целом и создаёт установки и мотивацию деятельности. При этом воспитанник не критично воспринимает педагога. Внушение усиливается действием других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Используя этот метод, дети переживают действия своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Внушение часто сопровождается процессом самовнушения, когда происходит попытка внушить себе эмоциональную оценку своего поведения, задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учитель или родители?»
В воспитательской практике прибегают и к увещеваниям (это просьба с разъяснением и внушением). Педагог направляет воспитанника на положительное, вселяя веру в лучшее, в достижение более высоких результатов. Похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания. Когда увещевание вызывает чувства стыда, покаяния, неудовлетворенности собой и своими поступками, тогда важно указать пути к исправлению, показать суть негативного поступка и его последствия, создавая стимулы, положительно влияющие на поведение.
Этическая беседа предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников, при систематическом обсуждении знаний. В беседе воспитатель выслушивает и учитывает мнения, своих собеседников и строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Ее цель — углублять, обобщать и закреплять знания, формировать системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа способствует выработке правильных оценок и суждений по волнующим вопросам. Этот метод особенно рекомендуется для учеников 5—8 классов, когда наступает период формирования «картины мира».
Диспуты на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы целесообразно проводить для средне- и старшеклассников. Диспуты вырабатывают убеждения при столкновении и сопоставлении разных точек зрения. Диспут — это спор, противостояние мнений. Целью диспута -является не вывод, а сам процесс. Педагог следит, чтобы диспут не превращался в спор ради спора, поддерживает дисциплинировать, доказательность и аргументированность. Диспут проводят высокопрофессиональные педагоги, имеющие опыт умело организованных диспутов. Максимально деликатно и с уважением нужно относиться к высказываниям воспитанников. Педагог участвует «на равных», воздействуя силой аргументов, никого не обижая и не унижая. Опытные наставники часто умышленно «ошибаются», чтобы затем публично признать свои ошибки, показывая пример участникам диспута. Полезной подготовкой к диспутам является участие в роли «наблюдателя». В зарубежных школах- дискуссии и диспуты одни из главных методов формирующие взгляды и убеждения. Школьников специально обучают доказательному и яркому выступлению.
Пример - метод воспитания, который даёт конкретный образец для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизируя их деятельность. Явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, не требуя раскодирования и перекодирования, как каждое речевое воздействие.
Примером могут быть выдающиеся личности, герои литературных произведений, кинофильмов, авторитетного взрослого. По мере накопления социального опыта, характер подражательной деятельности изменяется. Подражая взрослым, дети приобретают многие качества поведения. Если воспитатели заботятся о развитии нравственности ребёнка, то они обязательно окружат его положительными примерами. В средне- и старшеклассники становятся избирательными в выборе примеров подражения. Подростки уже имеют собственный опыт, взгляды и суждения. В процессе наследования он уже осознает необходимость определенного способа действия. В процессе подражательности, ведущую роль играют опыт, интеллект и свойства личности. Вовремя приведенный негативный пример поможет удержать школьника от неправильного поступка. Личный пример воспитателя, его отношение к воспитанникам, мировоззрение и авторитет – напрямую влияют на результат воспитания.