Папки-передвижки

Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора

Ирина Барабанова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация регионального компонента

в образовательной деятельности

старшей группы №1 «Сказка»

общеразвивающей направленности

на 2015 – 2016 учебный год

по теме

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием, является проявление у современной молодежи потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания.

Усилилась тенденция всемирного масштаба по уничтожению культурных отличий наций, народов и народностей. Именно поэтому в настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие. Забывается культура своего народа, мы становимся безликой массой, перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести-триста лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали.

В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества.

Культура Донского казачества является неотъемлемым региональным компонентов в воспитании и обучении подрастающего поколения нашего региона.

Дошкольное детство – важный этап в становлении самосознания и морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. В содержании отдельных разделов дошкольного образования, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения – органично включение южнорусской, казачьей культуры.

Воспитание патриотизма через региональный аспект культуры Донского края может успешно реализоваться на основе ценностного подхода к пониманию культурных казачьих истоков.

На основании выше сказанного целью данной программы является:

воспитание в детях патриотических чувств : любви к Родине, к культурным традициям Донского казачества, гордости за их достижения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе культуры духовного возрождения национальных традиций Донского края и гордости за свой край.

• развитие познавательного интереса детей к истории и культуре Донского края;

• знакомство с малыми фольклорными формами казачьей культуры;

Данная программа реализуется в образовательных областях "Социально-коммуникативное", «Речевое» и «Художественно-эстетическое».

Непосредственно образовательная деятельность проводится для старшей группы один - два раза в месяц. Длительность занятий - 25-30 минут.

Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы Донского фольклора.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, народных игр.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям : посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки, игры – драматизации, викторины и т. д.

Методы и приемы, реализуемые в программе

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые

• Встречи в семье (ходим в гости)

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото

• Практическая деятельность

Совместная деятельность с родителями предусматривает различные формы работы:

• Речевое общение

• Игры, театрализация

• Наблюдения, экскурсии

• Встречи с интересными людьми

• Совместные праздники с родителями

• Практическая, продуктивная деятельность

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)

• Проекты

Перспективное планирование

реализации регионального компонента

в старшей группе на 2015 -2016 учебный год

№ п/п Содержание Задачи Сроки Планируемый результат

1

2 Анкетирование родителей:

-изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото:

-историческое прошлое Донских казаков;

-мирная жизнь казаков;

-казак – воин на службе отечества. -Ориентировать семью на патриотическое воспитание детей средствами казачьего фольклора.

-Познакомить с историей и символами родного края, донского казачества.

- Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.

Сентябрь - Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.

- Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.

-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.

3 Экскурсия в библиотеку:

-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни

-устный фольклор донских казаков.

-Расширять общий кругозор о культуре и быте казаков

-Формировать первоначальные представления о малых фольклорных формах казаков :

частушках, потешках, прибаутках, считалках, приговорках, скороговорках, песенках – небылицах и т. д. Сентябрь -Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков

и старинному укладу их жизни.

-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.

4 Сам себе костюмер (ряжение) :

-подготовка и примеривание казачьих костюмов;

-спонтанные костюмированные игры и диалоги

-Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорных праздников «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону»,

«Кузьминки – об осени поминки» и народного гуляния «Казачий круг».

-Побуждать к спонтанной импровизации, творческому самовыражению. Октябрь -Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников : Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).

-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».

5 Фольклорный праздник «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону» :

-история происхождения праздника («На Покров последний сбор плодов»);

-культура празднования (предметы утвари казачьего куреня, ярмарка). -Познакомить с казачьей культурой православного праздника (14 октября) как символа перехода от осени к зиме.

-Формировать убеждение, что праздник у казаков – не безделье, а время новостей, беседы, прославления своим трудом батюшки Тихого Дона. Октябрь -Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».

-Знает 3 загадки.

-Подпевает казачьи песни : «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».

Казачьи посиделки «Кузьминки – об осени поминки» с участием родителей:

-украшение в стиле казачьей горницы (старые фотографии, икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом);

-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).

-Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь.

-Способствовать развитию таких черт характера, как: дружба, товарищество, честность, скромность, гостеприимство, уважение к старшим, женщине: матери, сестре, жене.

-Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, сказках, загадках, танцах – играх Ноябрь

-Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.

-Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.

-Владеет навыком коллективного пения:

подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».

-Проявляет творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг»

-Знает 2 загадки.

7 Фестиваль казачьей песни :

-игровая песня;

-плясовая песня.

-Развивать любовь к слушанию музыки.

-Способствовать развитию музыкальных способностей детей.

-Развивать музыкальную культуру. Декабрь Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.

-Демонстрирует самостоятельную творческую деятельность

8 Проект «Праздник – народное гуляние «Казачий круг»» -Воспитывать нравственно-здоровую личность, наследника мастерства и таланта жителей Донского края.

-Развивать интерес к коллективному творчеству.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности.

-Воспитывать толерантное отношение к проявлениям другой культуры. Январь -Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.

-Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.

9 Музыкальный час:

-казачьи потешки;

-хороводная игра, хоровод с напевами;

-прибаутки, заклички, шутки - присказки.

-Воспитывать любовь и интерес к музицированию с инструментами потешного и игрового фольклора.

-Разучить потешки, дразнилки, считалки.

- Учить исполнять игровые и хороводные движения.

Февраль -Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков : бубне, барабане, маракасе, дудке, бубенцах, ложках хохломских.

-Умеет исполнять танец – игру «Карусель»

и хоровод «Осень золотистая».

-Знает 5-6 потешек, дразнилок, считалок.

10 Казачьи сказки, былины и легенды

-Знакомить с казачьими сказками, былинами и легендами.

-Развивать внимание, память.

-Обогащать словарный запас новыми понятиями и словами казачьего диалекта. Март -Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона : ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.

11 Казачьи пословицы, поговорки Воспитывать уважение к патриотическим нормам морали, трактуемым в пословицах, поговорках

-Формировать умение толковать пословицы и поговорки. Апрель -Знает 3 - 5 пословиц, поговорок.

-Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.

12 Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар

-традиционная казачья кухня -Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании. Май -Помогает родителям печь пирог, варить вареники.

-Знает названия казачьих блюд : пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.

13 Казачьи игрища «Лихие казачата» :

-игры – забавы, посвященные Донским героям. -Знакомить с многообразием спортивных и народных игр казаков.

-Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки и поддержки.

-Развивать двигательную активность, быстроту реакции, увертливость.

-Ориентировать на воспитание в себе качеств будущего воина: смелость храбрость.

Июнь Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон.

-Играет в народные игры – забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.

14 Встреча «Потомки казачьего рода» -Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Июль -Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.

12 Викторина «Казачий Дон»

-Обобщить знания о казачьем фольклоре.

-Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своей страны. Август -Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно - патриотические чувства казаков.

Используемая литература:

1. Л. Земскова- Названова «Люби и знай свой край», М, Чистые пруды, 2006г.

2. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

3. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

4. «Фольклор- музыка-театр», М, Владос, 1999г.

5. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Владимир, 1995г.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.

7. «Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» : Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.

8. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края»

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречияДуховно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия Воспитатели: Мужанова Н. М. Черепанова И. И. Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. [/h3].

Консультация для педагогов «Военно-патриотическое воспитание средствами музыки» Военно-патриотическое воспитание средствами музыки "Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца". Константин Паустовский.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогикиНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24" г. Майкоп Проектная деятельность.

Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности,.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 13:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барабанова (УИ 1071887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД