Ирина Черепанова
Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели:
Мужанова Н. М.
Черепанова И. И.
Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.
[/h3]
Пояснительная записка
Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента, Разговорный колорит казачьего наречия» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.
Тема :
Разговорный колорит казачьего наречия.
Цель :
- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего словаря»;
- приобщение к речевой культуре казачества.
Задачи:
- изучение «казачьего словаря»;
- приобщение к культуре и традициям казачества;
- формирование представлений о жизни и быте казаков;
- развитие речи с использованием разговорного колорита казачьего наречия.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Игры, которые мы хотим представить, направлены на развитие речи детей. Идея разработки данных игр возникла у нас не случайно, изучив множество источников и литературы, мы обнаружили, что казачьи игры в основном направлены на развитие двигательных функций – это подвижные и хороводные, а так же сюжетные. Нами разработаны словесные игры с сюжетным элементом и элементом инсценировки. Данные игра позволяют разнообразить речь детей новыми словами, учат классифицировать и обобщать слова, соотносить слово с изображением или предметом. По мимо игр, мы используем казачьи пословицы и поговорки, а так же казачьи колыбельные. Внедряя эти компоненты в различную деятельность детей, мы разнообразили ее речевой колорит. Данные игры можно использовать уже во второй младшей группе, а с возрастом усложнять правила и пополнять словарь новыми более сложными словами.
Игры :
-«Казачий словарь» - словесная игра.
- «Подворье»- сюжетная игра.
Пословицы и поговорки:
Казачьи пословицы и поговорки для дошкольников.
Казачьи пословицы и поговорки:
• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
• Казан проверяют по звону, а казака по слову.
• Казак молодой, а сноровка старая.
• Казаком быть — не разиня рот ходить.
• Казачья смелость порушит любую крепость.
• Веселы привалы, где казаки запевалы.
• Где тревога, туда казаку и дорога.
• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
• Не хвались казак травою, хвались сеном.
• Пироги на кустах терна не растут.
• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.
• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.
• Смекалка во всяком деле казака выручает.
• От безделья не бывает у казака веселья.
• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.
Песни :
Михаил Лермонтов
стихотворение
«Казачья колыбельная песня»
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью.
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю.
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Игра «казачий словарь»:
Материалы : кубик с липучками, картинки с липучками.
Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом)
Ход игры :
На грани кубика прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь)
Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро – цэбэрка, колодец – криница или копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего фишек или картинок.
Казачий словарь
Лук – цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец – криница; петух – кочет; конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; кот – кит; кошка – кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак; дом – хата; полотенце – рушник; хлев – баз; волк – бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда – загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка – лава.
Игра «Подворье»
Материалы :
- макет подворья с атрибутами
- кубик с картинками
-набор домашние животные
- картинки
Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на кубике выпала картинка с домиком. Ребенок называет - это хата. Берет игровой атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.
Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря.
Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.
Словесная игра «Кубанка»
Материалы :Кубанка – головной убор казака. (шапка)
Правила игры: дети делятся на две команды. Команды по очереди передают друг другу Кубанку, при этом называют слова из Казачьего словаря. У какой команды осталась Кубанка, те и считаются победителями.
Ход игры: две команды, с помощью считалки определяют, кто из них первый начинает. Затем команда получает головной убор – Кубанку. И начинается игра, одна команда называет слово, затем передает Кубанку другой команде, которая называя слово, возвращает шапку. И так игра длится до тех пор, пока Кубанка передается. Выигрывает та команда у которой остался головной убор.
Для облегчения игры можно использовать иллюстрации.
Заключение :
Данная разработка позволяет обогащать речь детей и насыщать ее разговорным колоритом казачьего словаря. Приобщает к культуре и традициям. Показывает жизненный уклад казачьего подворья.
Разрабатывая игры с использованием казачьего компонента, мы приобщаем детей к устаревшим традициям и устоям, тем самым воспитываем у детей чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.
.