Олеся Бессарабова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной организации.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ребенка Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа. Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности). Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации.
Патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.
В настоящее время патриотическое воспитание является направлением государственной политики Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание дошкольников по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющий прейти на помощь тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Проект проводился на базе МКДОУ №9 ст. Николаевской «Калинка» в старшей группе. В проекте принимали участие: воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Период нашего проекта долгосрочный – 1 год.
Проект был разделен на три этапа: подготовительный, основной и результативный.
К подготовительному этапу мы отнесли создание условий для реализации патриотического воспитания в физкультурно-оздоровительной работе, диагностика детей.
К основному этапу - патриотическое воспитание соблюдение двигательных навыков; оздоровительная работа; условия для формирования навыков здорового образа жизни; работа с родителями.
К результативному этапу - формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, оптимальный уровень физического развития детей.
Для осуществления проекта мы поставила следующие задачи:
- Закреплять у детей представления о нашей Родине-России, о том, что она - многонациональное государство, знания о государственной символике;
- Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к государственным символам, толерантное отношение к другим национальностям.
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
- Формировать у детей представления о народных играх с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей, через подвижные игры и игровые упражнения.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.
При организации исследования нами были использованы следующие методики: наблюдения, опроса, бесед. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовались следующие технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственного – патриотического воспитания в детском саду». Для определения уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны уровни : высокий, средний и низкий.
Анализ анкетирования показал уровень развития детей старшей группы, что на начало проекта у детей выявлен недостаточный уровень знаний по следующим компонентам: нечеткие представления о флаге, гербе, гимне России, города; не достаточные знания о достопримечательностях родного города, природных богатствах, и тд.
Таким образом, возникла необходимость создания в ДОО системы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Работа по этому направлению ведется, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна. Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану с учетом национально регионального компонента.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов.
Одно из важных средств патриотического воспитания – приобщение детей к традициям народа через народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.
В ходе игр мы привлекали внимание дошкольников к их содержанию, следили за точностью выполнения поставленных целей игр, делали краткие указания, поддерживали и регулировали эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучали их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывали товарищескую поддержку, довивались достижения общих целей.
Для детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие народные осетинские игры: «Чепена», «Тохси», «Жмурки – носильщики» (Уаргъхссг, «Гаккырис» и т. д.
Ни одно массовое мероприятие в ДОО не обходится без проведение подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям.
Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОО является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.
Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и формирую нравственно-волевые качества (честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, доброжелательность, решительность, целеустремленность, смелость, сила воли, развивает у детей старшего дошкольного возраста чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены стремятся прославить свой коллектив, свою республику новыми спортивными достижениями что является одним из важнейших форм проявления патриотизма. Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, духовно-нравственную культуру различных этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивать чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
На заключительном этапе проекта В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей. Дети научились рассказывать о семейных традициях, преданиях; с гордостью рассказывают о знаменитых земляках; знают флаги и гимны России, города. У детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине. Осуществлялся комплексный подход, который способствовал развитию психофизических качеств: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость и сила. Уровень их развития показал положительную динамику.
Результаты проекта показали, ставя перед собой задачу по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОО, мы можем считать ее выполненной в пределах доступных дошкольному возрасту.
Разработанный нами план реализации по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволит улучшить качество знаний детей, расширить их кругозор, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным.
Систематическая работа по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОО позволит нам надеяться на успешные складывания предпосылок формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.