Наталья Качан
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Термин «музейная педагогика» определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации 28.
Музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды 37.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея 16.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
• расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
• гармонизация развития творческой личности;
• формирование национальной идеологии;
• сохранение традиций, возвращение к исконно нравственным ценностям;
• патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
• создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике нравственно-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.
Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса 15.
В то же время здесь существует ряд противоречий:
• Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини-музеев в мировой образовательной практике.
• Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини-музеев : в результате не учитывается специфика отдельного мини-музея и его возможностей для оптимизации образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
• Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту нравственно-патриотического развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на достойном профессиональном уровне.
Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации нравственно-патриотических чувств детей. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре 28. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике : «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение: Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения 37. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии 28.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муза, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики предлагается модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования 26.
Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:
• цель,
• задачи,
• направления,
• принципы,
• музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить модель музейной педагогики.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
• воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
• формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
• развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
• формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
• освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
• формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
• формирование у дошкольников представления о музее;
• развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• развитие речи и расширения словарного запаса;
• нравственно-патриотическое воспитание детей, любви к природе и родного края, и чувства сопричастности к ее сбережению;
• воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея :
– Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее 6.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя данному принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
– Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
1. Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции.
2. Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.
– Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога 15.
К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
• экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
• содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
• экскурсию делает интересной эмоциональный, содержательный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение 16.
– Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и образовательно-воспитательной работы : проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего образовательного учреждения 19.
Особенности мини-музея в детском саду :
• участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
• ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
• мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Принципы создания мини-музея :
•Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
•Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
• Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве. • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
•Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма [18;23].
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обоснованно можно считать мини-музей «тематического содержания» (см. Приложение 1).
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини - музеями». Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение 24.
Работа с использованием технологии музейной педагогики предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, но и пробуждения творческой активности детей. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр необходимо использовать такие виды деятельности как: изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели31.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование нравственно-патриотических чувств у детей 25.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование технологии музейной педагогики в детском саду актуально и эффективно. Музейная педагогика даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Именно в деятельности мини-музея, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Таким образом, теоретически обоснованно, что музейная педагогика является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания детей, в том числе и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005. 256 с.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. М. : Творческий Центр Сфера, 2007. 64 с.
3. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. 2005. №1. С. 16-24.
4. Антонова Г. П., Антонова И. П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет. М. : Мысль, 1991. 189с.
5. Васильченко Н. Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики // Дошкольная педагогика. 2009. №5. С. 6-7.
6. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея // Дошкольное воспитание. 2003. № 5. С. 38-41.
7. Волкова В. А., Соколова Н. Б. Воспитательная система ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
8. Вороненко А. Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. 2006. № 5. С. 12-19.
9. .Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики // Педагогические науки и образование 2007. №12. С 53-59.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Союз, 2006. 224с.
11. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".
12. Запарожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных интересов. М. : Просвещение, 1964г. 353с.
13. Зеньковский В. В. Психология детства. М. : Академия, 1996. 352с.
14. Ильина Л. Н., Посохова Г. И. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду. Актуальные задачи педагогики. // Материалы II междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. С. 48-50.
15. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ Сфера, 2013. 186с.
16. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры. 2012. №4 С. 39-44.
17. Комратова Н. Г., Л. Ф. Комратова. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М. : Творческий Центр Сфера, 2007. 208 с.
18. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / под ред. Ермолаева С. Д. Детство-Пресс, 2016. 304С.
19. Лашкина Н. Дети в музее // Дошкольное воспитание, 2005. № 2. С. 72.
20. Лихачёв Д. С. Земля родная: Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1983. 256с.
21. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 4. Педагогические работы 1936-1939. М. 1984г. 311с.
22. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005. 135с.
23. Морозова А. Н. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006. 416с.
24. Пантелеева Л. Хочу в музей // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 115.
25. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников // Управление ДОУ. 2006. № 5. С. 84-87.
26. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2010. 96с.
27. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Аспект Пресс, 2005. 460с.
28. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2004. 216 с.
29. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. Учебное пособие. М. : Академия, 2002. 312с.
30. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М. : Сфера, 2008. 128 с.
31. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре. Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. М. : АРКТИ, 2006. 80с.
32. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. Т. 2. М., 1980. 404с.
33. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6т. Т. 2 / Сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1988. 496с.
34. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.
35. Шаламова В. И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2009. 160с.
36. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М. : Гардарики, 2005. 349с.
37. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей :
учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 – 154с.