Наталья Шестакова
Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
как одно из средств
у младших школьников»
Шестакова Наталья Петровна – учитель-логопед
МБОУ СШ № 3
с. Туим, Ширинского района, Республика Хакасия.
Публикация «Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Хочу поделиться опытом работы по развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с использованием пальчикового игротренинга.
В последнее время отмечается увеличение количества детей поступающих в школу с отклонениями в речевом развитии, которые препятствуют формированию их полноценной учебной деятельности. Невнятная слабо развитая речь ребенка не только затрудняет его взаимопонимание с людьми, но и нередко накладывает отпечаток на его характер. К семи годам, а иногда и раньше, дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными и, как правило, такие дети пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к учебной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как личность в современном обществе.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Однако далеко не всё так просто.
На сегодняшний день наблюдается снижение уровня развития мелкой моторики у детей не только в школе, в которой я работаю, но и по стране в целом. Одной из причин является повышение уровня развития цивилизации. Ведь не секрет, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, чем вместо того, чтобы заниматься с ними развивающими играми. Детская одежда и обувь стала более удобной в обращении, но не удобной в плане развития мелкой моторики.
У многих родителей существует ошибочное мнение о том, что в школе ребенка научат всему, в том числе красиво писать и правильно говорить. Зачастую благополучные дети умеющие читать и считать начинают испытывать трудности при обучении письму. Ребенок не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является одним из факторов, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим развитие речи ребенка.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести углубленную работу, в этом направлении, привлекая учителей начальных классов и родителей.
Познакомилась с работами по развитию моторики разных авторов. Одни отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие теневому театру, третьи – лепке и конструированию.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, постепенно формируя игротеку. «Пальчиковый игро-тренинг». Что же сюда вошло:
- игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов и потешек;
- игры, напоминающие театральные представления;
- упражнения без речевого сопровождения;
- театр теней;
- сопряженная гимнастика «Театр пальцев и языка»;
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры с использованием мячей.
Данную работу провожу систематически на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях от 5 до 10 минут. Каждый раз использую по несколько приемов. Большое разнообразие материала позволяет использовать его как с детьми в преддошкольной группе, так и у учащихся 1-4 классов различных этапах занятий по коррекции звукопроизношения, при изучении лексических тем по устранению ОНР, а также при устранении нарушений чтения и письма.
Приведу примеры, которые использую в своей работе.
Игра с пальчиками, сопровождаемая чтением народных стихов и потешек.
Тень-тень потетень.
Согнуть руку в кулак, начать читать потешку –
Тень-тень, потетень
Выше города плетень.
Распрямить все пальцы – сделать «забор»
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Указательным пальцем сделать несколько круговых движений от центра к краю ладони.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Помассировать мизинец.
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Помассировать безымянный палец.
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Помассировать средний и указательный палец.
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
Помассировать большой палец.
Эти игры формируют тонкие движения пальцев рук, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Использую небольшие игры-сказки в форме диалога, которые помогают на этапах автоматизации и дифференциации звуков.
Еж и мышка ([ш], [ж])
- На пальцы одеть изображения мышки и ежика. Первоначально логопед играет сам роли, затем привлекает ребенка. В дальнейшем можно использовать на подгрупповых занятиях, где дети сами играют роли.
М. – Ежик колкий, дай иголок,
Чтобы сшить штанишки для моих детишек.
Ё. - Что ж, не жалко мне иголок,
Я на ножках лишь не колок.
М. - Ёжик, ёжик, помоги сшить детишкам башмаки.
Ё. - Лишь на шейке и на брюшке я помягче, чем подушка,
А иголок миллион – шей штанишек хоть вагон!
М. - Ёжик, ёжик, не шути!
Ёж, ежишка, помоги!
Надо шапки, шубки мышкам,
Помоги одеть малышек!
Ё. - Не шуми. Я дам иголок
Для мышаток, для полевок.
Штопай, шей, вяжи ты мышкам,
Чтоб не кашляли малышки.
Этот вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка. Позволяет расслабиться, раскрепоститься.
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их и поднести к глазам (очки);
- пальцами правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди «здороваются».
Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».
1. Однажды пальчики пошли в лес : топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. На опушке - большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Грибов-боровиков много
Гриб растет. Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот. Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно.
4. У других грибов ножки тонкие. Поганок очень много Указательный палец одной руки - ножка, ладонь другой руки - шляпка; положение рук менять.
5. Дерево растет. Руки тянуть вверх, к солнышку.
Язык тянуть к носу.
6. Грибы растут. Руки. См. пункт 3.
Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».
7. Соберем грибы в корзины. Пальцы рук переплетены «корзинкой».
Язык - «чашечкой».
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны : плавные движения от плеч к пальцам.
Язык плавно двигать вперед-назад.
9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Боковые края поднять вверх Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой». Вытянуть язык вперед и убрать назад.
10. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Использование этого приема позволяет мне разнообразить этапы постановки, автоматизации звука.
В своей работе по изучению лексических тем часто использую игру «Раз, два, три, четыре, пять», которая позволяет расширить активный словарный запас детей, научить употреблять обучающие понятия, укрепить мелкую моторику.
Тема «Фрукты»
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
Будем фрукты собирать. (Имитировать срывание фруктов).
На деревьях мандарины, (Поднять ладони вверх с широко расставленными пальцами – «деревья»); соединить указательный палец правой руки с большим.)
Сливы, груши, апельсины, (Последовательно соединять остальные пальцы с большим на правой руке).
Киви, яблоки, гранат (Последовательно соединять пальцы с большим на левой руке).
Ах какой чудесный сад! (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны; пальцы сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх.)
Самомассаж пальцев можно проводить как на уроках во время физминуток, так и на всех логопедических занятиях!
«Ёжик» В. Катаева:
На комод забрался ёжик,
У него не видно ножек,
Ладони соедините, пальцы скрестите (иголки, большие пальцы соедините подушечками друг с другом (мордочка ежа)
У него такого злючки,
Не причесаны колючки.
Пошевелите пальцами-«иголками»
И никак не разберешь-
Щетка это или еж?
Поворачивайте кисти рук вправо-влево, показывая, как осматривается ёж.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физминуток. Физминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Для пальчиковой разминки использую мячи (теннисный, мяч-прыгун, су-джок).
Мною замечено, что вся проводимая работа в форме «Пальчикового игротренинга», повышала работоспособность детей на занятиях, снимала нагрузку, положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствования зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-образного и логического мышления, а самое главное развитию правильной речи и красивому письму.