МААМ-картинки

Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка»

Светлана Штынь
Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум.

Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка.

Цели:

• Вызвать чувство доверия ребенка к взрослому, сверстникам;

• выполнять имитационные движения в соответствии с текстом;

• формировать навыки позитивного социального поведения; получать удовольствие от совместных игр;

Публикация «Семинар-практикум „Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка“» размещена в разделах

• прививать интерес у детей к пальчиковым играм, к использованию пальчиковой гимнастики в повседневной жизни, в игровой деятельности;

• развивать речевые способности, учитывая возрастные особенности;

• развивать координацию движений, общую моторику, ориентировку в пространстве

Метод проведения: имитационная игра.

Детям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. д.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводятся разминания и поглаживания ежедневно в течении 2-3 минут. Грудным младенцам массируют пальчики, воздействую, тем самым на точки, связанные с корой головного мозга.

Уже с десятимесячного возраста проводят более активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой.

В раннем возрасте можно учить детей удерживать в руках предметы, различные по материалу, весу, размеру, форме, схватывать предметы, находящиеся вверху, над головой, впереди – дотягиваться рукой, хлопать в ладоши. Детям можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, палочки. Можно предложить перекладывать из одной кучки мелкие предметы в другую кучку. Нужно вовлекать в движения все пальчики.

В полтора года можно давать детям следующие задания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В младшем дошкольном возрасте – это упражнения, сопровождаемые стихотворениями.

Сначала упражнения у детей вызывают некоторые трудности, и нужно помогать детям удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно сгибать пальцы, начиная, то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. Могут использоваться упражнения и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Следовательно, пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей интерес, повышают эмоциональный настрой, это мобилизует их внимание и стимулирует запоминание. В процессе пальчиковых игр ребёнок проговаривает слова, что обогащает его словарь, развивается фонематический слух, совершенствуется связная речь. Разученные движения и упражнения можно объединить в сказки, сценки, которые дети по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности. Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки… Ребёнок при этом не просто работает, а играет с собственным телом. Определённые участки тела, становятся своего рода психосоматическими голограммами, массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное, способствует становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Упражнения в игротреннинге :

1. подкреплены речевым материалом;

2. разнообразны по содержанию;

3. эмоционально- приятные;

4. соответствуют возрастным особенностям детей.

Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры с элементами самомассажа

Научно доказано, что проекция ладони связана с зонами коры головного мозга, отвечающими за развитие речи. Таким образом, воздействуя на ладони и пальцы рук массажером, возбуждаем, пробуждаем, заставляем работать зоны речевой активности. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Для самомассажа пальцев рук используются Су-джок массажё ры:

чудо-валик; массажный коврик; массажные шарики; массажные колечки.

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек,

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

Работа с массажными колечками.

1,2,3,4,5 пальчики хотят играть :

мы колечко взяли

и на пальчик одевали.

Раз - пальчик большой,

Два - пальчик указательный,

Три - пальчик средний,

он совсем не вредный.

Четыре - безымянный,

пальчик очень славный.

Пять - мизинчик,

маленький счастливчик!

Массаж поверхности ладоней шариками – «ёжиками»

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево, как хочу.

Массаж зубной щеткой

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Массаж шестигранными карандашами

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Массаж грецкими орехами

Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех.

Массаж четками (бусами)

перебирание четок развивает пальцы, успокаивает нервы, можно считать бусинки в прямом и обратном порядке.

Дома я один скучал,

Бусы мамины достал,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю

«Узелки» (вариант четок) перебирать узелки на веревочке, называя поочередно: дни недели, месяцы и т. п.

“ Игры со скрепками”

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (скрепкой, палочкой, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Игры с цветными скрепками развивают воображение, сенсорное восприятие.

Упражнения с теннисными шариками.

Упражнения следует выполнять, чередуя сжатие с вращением. Дышать во время выполнения упражнений спокойно и естественно. После выполнения оздоровительных упражнений с шарами в руках появляются ломота, распирание. Эти ощущения возникают от воздействия на активные точки руки и служат показателем правильности выполнения упражнений.

Пасть тигра - кусает шар, когти сжимают жемчужину, завинчивать и отвинчивать, уголёк на ладони, вращение двух шаров, растереть орех

Медеоигротренинг

«Банька»

Участвуют 2 ребенка. У одного кончики пальцев левой и правой рук смыкаются, ладони расходятся под углом — «выстроена банька».

Другой ребенок двумя пальчиками держит колечко, прося: «Пусти в баньку!» Вставляет колечко между большими пальцами. «Не протопил еще», — отвечает другой.

«Пусти в баньку»

— вставляет колечко между указательными пальцами.

«Мыльца нет».

Так поочередно один ребенок «просится в баньку», а другой отвечает:

«Водичка холодна» или «Веничка нет».

Затем дети меняются ролями.

«Прятки»

Последовательное соединение пальцев с большим пальчиком с одновременным удерживанием медного колечка и проговариванием потешки:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ловко спрячемся опять.

Игры с верёвочкой

Ребёнок наматывает шерстяную нитку на карандаш, при этом карандаш не крутится, а верёвочка наматывается

Игра – соревнование «кто быстрее»

Использование бельевых прищепок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-цара

Не уйдешь от наших лап!

Игра с горошком

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать :

-Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

«Музыканты»

нажимать на клавиши пальцами сначала одной руки, потом другой, потом вместе. Сопровождать игру произнесением звуков, слогов, стихов, чистоговорок.

«Фокусник»

скомкать салфетку или платок пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки не должны торчать из кулака)

«Прятки»

Мелко нарвать бумагу (путём отщипывания от целого листа) и спрятать мишку, ёлочку под снегом.

«Песочная терапия»

игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение.

«Посади картофель (фасоль)»

Дети делают ямки в песке и «сажают» картофель.

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался

(крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

«Лыжники»

нужны две большие пуговицы с углублением посередине – «встать» в них указательным и средним пальцами и двигаться как на лыжах:

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).

Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз -

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

Пальчиковая игра

«Варим мы компот»

Используется пособие «Клавиатура».Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Правая рука:

Вылезли на кочке

(мизинец)

Мелкие грибочки:

(безымянный палец)

Грузди и свинушки,

(средний палец)

Рыжики, волнушки.

(указательный палец)

Даже маленький пенек

(большой палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог.

(растирают большой палец)

Выросли опята,

(указательный палец)

Скользкие маслята,

(средний палец)

Бледные поганки,

(безымянный палец)

Встали на полянке.

(мизинец)

Театр пальчиков

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес : топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

4. У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки - ножка, ладонь другой руки - шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

5. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку.

6. Грибы растут.

Руки. См. пункт 3.

7. Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.

9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

Забавы-щекоталки

Шина - машина…

Взрослый произносит: «Шина - машина - шофёр - кабина - бииип!» или «Стенка - стенка - потолок - две ступеньки - дзынь! - звонок!» - и поочерёдно трогает ребенку щёки, лоб, подбородок (или губы, а в конце нажимает на нос.

Пробегала мышка в норку…

Взрослый “бежит” пальцами по руке, медленно приговаривая: «Пробегала мышка в норку, утащила сыра корку», - а потом внезапно щекочет ребё нка за ухом: «За ушком съела!».

Коза рогатая…

«Бежит коза рогатая за малыми ребятами, кто кашу не ест, молока не пьёт - забодает, забодает!» - коза из двух пальцев щекочет животик.

Пальчиковые игры

На двери висит замок…

Ребёнок складывает руки в «замок» и говорит текст, сопровождая его соответствующими движениями: «На двери висит замок (руки в замке). Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая) Потянули (тянем, покрутили (вращаем, постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!»

Мы капусту рубим-рубим…

«Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз, мы капусту режем-режем (вперёд-назад, мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль», мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони! Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой)».

Прабабушкины Ладушки

«Ладушки», моя прабабушка напевала их так: «Ладушки-ладушки, где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Ещё ели пирожки, разбивали все горшки, а бабушка догнала, волосёнки надрала!». Непедагогичный вариант, но классический все и так знают, а здесь ещё в конце взрослый щекочет ребёнка за ушками.

Игры на взаимодействие

Рыбка, рыбка, окунёк…

Один игрок кладёт свою ладонь на раскрытую ладонь другого. Тот её гладит свободной рукой и приговаривает: «Рыыыбка, рыыыбка…». Затем он внезапно восклицает: «Окунёк!» и прихлопывает руку первого, чья задача отдернуть руку до удара. Иногда сын просил «поиграть просто в рыбку, без окунька» - гладить ладошки очень приятно. Ещё один вариант: «Киииска, киииска… Брысь под лавку!».

Летел лебедь по синему небу…

Игроки держат ладони перед собой так, что у каждого одна рука прикрывает тыльную сторону руки другого. Они по очереди прикасаются к ладоням друг друга со словами: «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером…» Каждый раз называете другой номер. Какое число, столько же раз нужно потом коснуться друг друга ладонями и считать вслух. Тот, кто произносит последнее число, пытается резко прихлопнуть ладонь второго игрока. Для детей постарше это отличное упражнение на счёт и анализ, а малыш просто с удовольствием похлопает ладошами вместе со взрослым. Если он ещё не умеет считать, можно ограничить номера газеты числами 1-2-3 и подсказывать в нужном месте.

Поймай палец.

Взрослый сжимает руку в кулак и выставляет то один, то другой палец, который должен поймать ребёнок. Я ещё в детстве успела сыграть в неё примерно миллион раз - со своим папой, в автобусе по дороге в детский сад.

Птичка зёрнышко клюёт…

Один игрок выставляет раскрытую ладонь: «Птичка зёрнышко клюёт», - а другой постукивает по ней пальцем. Внезапно первый быстро произносит: «А назад не отдаёт!» - и сжимает ладонь, стараясь поймать пальчик.

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Моя семья

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з. " (щекочем ребенка)

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён (пошевелить пальчиками).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут.

Трое утят плывут.

Двое утят плывут.

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Итог

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

- развивают мелкую моторику пальцев рук;

- стимулируют речевое развитие;

- повышают работоспособность головного мозга;

- оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

Публикации по теме:

Семейный клуб «Школа дошколят». Пальчиковый игротренинг и нетрадиционные игровые приемыСемейный клуб «Школа дошколят». Пальчиковый игротренинг и нетрадиционные игровые приемы Семейный клуб «Школа дошколят» Пальчиковый Игротренинг (нетрадиционные игровые приемы) Воспитатель:Астафьева Ирина Викторовна. Цели: 1.

Семинар для родителей младшей группы ДОУ «Игра в жизни ребенка» Семинар для родителей младшей группы ДОУ «Игра в жизни ребенка». Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников” Цель: совершенствовать.

Семинар-практикум для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника» «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника» Обращение к родителям: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить тему «Компьютер.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4-5 лет в повседневной жизни» Цель: ознакомление родителей с особенностями развития.

Семинар-практикум для родителей «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Форма проведения: встреча «Родительская гостиная». Продолжительность: 40 минут. Цель: повышение коммуникативной компетентности и расширение.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Выступление на семинаре – практикуме «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Современное.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Семинар-практикум «Тантамарески»Семинар-практикум «Тантамарески» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова В связи с модернизацией дошкольного.

Семинар с родителями средней группы «Мяч в жизни ребенка» Цель: • расширение знаний родителей о значимости мяча в развитии ребенка и использовании его в разных видах детской деятельности; Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 06:26
+196Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Штынь (УИ 10658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД