Савинова Надежда Валерьевна
Пальчиковый игротренинг с детьми младшего дошкольного возраста
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики в течение многих лет своей педагогической работы с детьми всегда провожу углубленную работу в этом направлении. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении - это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Публикация «Пальчиковый игротренинг с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для детей проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта : стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображаю с помощью движений рук и пальцев. Во время игр так же мною задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны : они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Такие игровые тренинги стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою малышей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение, координируют движения пальцев рук, движение кистей рук, расширяют детский словарный запас. Малышам даются различные задания: дотронуться пальчиками до руки, плеча, живота, ноги - изучаем тело с проговариванием соответствующего теста.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается. если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов, потешек. коротких рассказов. Слушая, дети одновременно "инсценируют" содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Стихи и проза, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.
Сюжеты развивают умение слушать и понимать. В заключение хочется сказать словами Канта: "Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг". Развитие пацевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. С большей долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке,это наверняка проблемы с моторикой. Уровень развития тонкой моторики является также одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.