Папки-передвижки

Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете

Ольга Мотаева
Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете
▼ Скачать + Заказать документы

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, ставит важным критерием оценки деятельности дошкольной организации созданная предметно-пространственная развивающая среда. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Публикация «Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО. На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Анализируя состояние речи детей детского сада, отметили, что наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Для обеспечения поддержки ребенка с речевыми нарушениями необходимо обеспечить комфортные, во всех отношениях, условия развития, воспитания и обучения и создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет развивающая предметно - пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО обеспечивает:

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

• возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

• реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Особенности предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:

- речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Руководствуясь ФГОС в кабинете и группе компенсирующей направленности я с воспитателями реализовывала следующие принципы:

- доступность: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках, наглядно-дидактический материал изготовлен и подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников.

- системность: весь материал систематизирован по зонам, каждой зоне отведено отдельное место.

- вариативность (наглядно-дидактический материал, дидактические пособия и настольно-печатные пособия многовариантны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах, в зависимости от возраста детей и задач обучения);

- здоровье сбережение (имеется основное и дополнительное освещение в кабинете (над зеркалом, в группе и кабинете проведена пожарная сигнализация, столы и стулья для детей имеют регулирующие по высоте ножки, для игр на полу имеется ковер, помещение легко проветривается);

- мобильность (настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться или выносится во время разнообразных видов деятельности);

- эстетичность (мебель, наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких материалов, эстетически оформлены);

- принцип свободы достижения ребенком своего права;

Пространство в группе разделены на определенные зоны, которые, при желании и необходимости, легко трансформируется. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, обогащения словарного запаса, развитие связной речи.

Игры на звукоподражание: «Кто кричит?», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».

Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Птичка», «Вертушка» и т. д.

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотека чистоговорок со зрительной опорой. Картотека артикуляционных игр и упражнений, индивидуальные зеркала.

Игры на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи: «Ударение» Грамматика в картинках, «Один - много», «Множественное число», «Антонимы. Прилагательные», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Подбери слова к картинке». Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций по разным лексическим темам.

Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что с начала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», мнемотаблицы для составления описательных рассказов, «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад» и т. д.

Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, коробковый, театр ложек). Имеются атрибуты для театрализованных игр (шапочки, маски).

В сфере развития мелкой моторики: мозаики, шнуровки, палочки, пазлы, штриховки, игры с песком и т. д.

Учитывая современные требования к повышению качества воспитательно-образовательного процесса, используем средства ТСО : в группе имеется телевизор, DVD проигрыватель, стереосистема. Накоплена и систематизирована фоно и видеотека, развивающих сказок и рассказов «Уроки тетушки Совы», «Абвгдейка», «Даша путешественница». Все это соответствуют возрасту детей и облегчают процесс проведения образовательной деятельности, а так же способствуют развитию звуковой культуры речи и формированию психических процессов.

Зона двигательной активности расположена в холле детского сада, для укрепления физического здоровья детей приобретен спортивный инвентарь (мячи разной величины, скакалки, обручи, кегли, кальцеброс, гимнастические палки, игры «Теннис», «Бадминтон», массажные дорожки. На площадке оборудован совместно с родителями группы компенсирующей направленности мини - спортивный комплекс (канат, сетка для игр с мячом, гимнастические кольца, баскетбольные корзины, массажные дорожки, турник). Созданы картотеки: комплексы утренней гимнастики, подвижных игр.

В зоне познавательного развития имеются игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счетный и раздаточный материал. Игры: «Числа и цифры», «Учись считать» и т. д. Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Сложи фигуру», «Математические домики», «Детям о времени». Развивающие игры: счетные палочки - «Сложи узор, геометрическую фигуру», игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей: вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, шашки, парные картинки.

В групповом помещении создан книжный уголок, в котором подобрана художественная и энциклопедическая литература в соответствии с тематикой и возрастом детей. Детей знакомят с писателями и их произведениями.

В уголке природы имеется: календарь погоды, комнатные цветы, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов и овощей. А также здесь расположен центр экспериментальной и исследовательской деятельности, в нем имеется: различные емкости для воды и сыпучих материалов, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Природный материал (семена, плоды деревьев, гербарий, знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа, коллекции тканей, камней, часов. А также здесь расположены центр песка и воды.

В зоне социально – коммуникативного развития находятся: уголок сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Больница», «Семья», «Супермаркет», «Театр» и другие дидактические и подвижные игры. Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там же находятся специальные фартуки и колпачки. Создавая развивающую среду в группе, педагог уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, демонстрационный материал, игры, папки-передвижки, настольно-печатные игры.

В зоне художественно-эстетического развития находится уголок творчества, в котором имеется разнообразный демонстрационный материал для рисования: краски, кисточки, карандаши, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, репродукции открыток и альбомов для рассматривания. Отдельное место отведено конструкторам и строительному материалу, игрушкам для обыгрывания.

Задачи по развитию речи решаются в разных видах детской деятельности, находят отражение в общеобразовательной программе сада. Специализированное занятие по развитию речи проводится в блоке совместной деятельности педагога с детьми, каждое имеет свою игровую мотивацию и отличается формой проведения. Работа по развитию речи ведется в 4 направлениях : формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь. Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно говорить, ежедневно проводим:

• артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок» и др.);

• дыхательную гимнастику;

• пальчиковые игры, упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы);

логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;

• в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах детского сада оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, пособия для развития правильного речевого выдоха, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В своей работе считаю необходимым зонирование логопедического кабинета, так как это влияет на эффективность моей деятельности. В кабинете выделено несколько зон, все они взаимосвязаны между собой и решают коррекционные задачи.

1. Зона коррекции звукопроизношения «Королевство зеркал» - оборудована настенным зеркалом, партой, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков

2. Образовательная зона «Звукобуквенные домики» сфера подготовки к обучению грамоте (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза, схемы слогов и предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения). Оснащена комплектом 2 парт + 6 стульев, наборы дидактических пособий по подготовке к обучению грамоте, доска, мольберт, индивидуальные тетради воспитанников.

3. Методическая зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д. Шкаф с систематизированным дидактическим материалом, материал для мониторинга, коррекции звукопроизношения, логопедическая документация. Стенд с информацией для воспитателей и родителей (разнообразие советов, методических рекомендаций). Периодические издания по речевому развитию, наглядная информация по лексической теме недели.

4. Зона ТСО рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, ноутбуком и другой оргтехникой для логопедической работы.

5. Сенсомоторная зона:

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики) : «Су-Джок мячики и кольца, массажные шарики, шнуровка,мозаика, прищепки, трафареты, игры с песком. «Внимательные ушки» (развитие фонематического слуха и фонематического восприятия) : пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

«Царство смекалки» - игровые упражнения на развитие психологической базы речи, наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи.

6. Зона развития силы выдоха «Центр речевого дыхания» (игры, картотеки, пособия для выработки целенаправленной воздушной струи).

Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация речевой развивающей среды в ДО :

• создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коммуникативные игры-танцы в работе с детьми групп компенсирующей направленности Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Опыт работы по теме «Новые идеи по оснащению предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете подготовительной группы» Развивающая предметно- пространственная среда в логопедическом кабинете подготовительной группы «Радуга» обеспечивает максимальную реализацию.

Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда в зимний периодОрганизация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда в зимний период Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда в зимний период Правильно организованная предметно-пространственная.

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности По решению педагогического совета на тему "От педагогики повседневности - к педагогике развития", была разработана модель развивающей среды.

Особенности проектирования предметно-развивающей среды Большую часть времени дети проводят в детском саду, поэтому развитие детей зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды.

Особенности проектирования развивающей предметно — пространственной среды с учетом ФГОС дошкольного образования Мышкина Ирина Александровна Воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» Особенности проектирования развивающей предметно – пространственной среды с.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА. Копаницкая И. В. учитель-дефектолог Основная.

Положение о логопедическом кабинете Положение о логопедическом кабинете МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок» Курского района Курской области 1. Общие положения.

Проект по теме «Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи» Вид проекта: информационно-практическо-ориентированный, долгосрочный Продолжительность: 4 месяца Сроки реализации: сентябрь-декабрь Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете
Опубликовано: 20 июня 2016 в 11:26
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мотаева (УИ 142689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД