Нелли Остробокова
Особенности проектирования предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проектирования предметно-развивающей среды
Большую часть времени дети проводят в детском саду, поэтому развитие детей зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Мне, педагогу, хочется, чтобы в нашей группе детям было комфортно, уютно, интересно, и чтобы мои дети с желанием шли в детский сад.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь сердца, развить в них творческую, познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, поэтому я старалась сделать окружение воспитанников ярким, эстетическим, интересным и мобильным.
Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей группы соответствовала данному высказыванию я изучала методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. В связи с этим при организации предметно-развивающей среды я придерживалась современных требований, Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации, а также старалась учесть все санитарно-гигиенические нормы, не забывая о возрастных особенностях детей. Так же взяла во внимание и то, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создавать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Любимова, С. Л. Новоселова).
Формируя предметно-развивающую среду в нашей группе опиралась на принципы: индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; информативности и вариативности, интеграции; полифункциональности, разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования (гибкого зонирования) ; сочетания привычных и неординарных элементов педагогической целесообразности; динамичности (трансформируемости, доступности, безопасности) ; эстетичности и красоты; учета половых и возрастных различий детей (гендерного подхода) ; активности, самостоятельности; творчества; открытости – закрытости. Построение предметно - развивающей среды в группе с учетом этих принципов дает детям чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.
При зонировании помещения были сформированы разные центры, где размещены материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечения возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно - организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных, игр- экспериментирования, в группе имеется много наглядных пособий. Расположение разных центров я старалась создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Каждый ребенок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятий, исходя из своего эмоционального состояния: ребенок может находиться отдаленно от детей и взрослых или же рядом, а так же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Предметно- развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, интерьер группы, и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, поэтому предметы для игр хранятся у нас в свободном доступе на полочках открытых и закрытых шкафчиков и стеллажах, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Я своевременно изменяю предметно - развивающую среду, вношу новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствие с уровнем развития ребенка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей и наших, педагогов, творческих замыслов.
В своей работе в общении с детьми и родителями придерживаюсь положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Привлекаю наших родителей участвовать в создании и изменении предметно - развивающей среды в соответствии с интересами детей, игровыми замыслами. Между мной, педагогом,и родителями царит атмосфера мира и теплых взаимоотношений, доверительные отношения. Я только рада любой помощи со стороны родителей в создании предметно – развивающей среды в группе! В картотеке «Добрых дел» благодарю родителей за помощь группе.
Интерьер нашей приемной комнаты меняется в соответствии с предстоящими праздниками, развлечениями, временем года, темой недели. Так же благодаря комплексно-тематическому планированию предметно-развивающая среда группы преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал.
Полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
В секторе спокойной деятельности в центре природы созданы все условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. Уголок природы служит украшением группы. Там размещены растения, требующие разных способов ухода. Приготовлено необходимое оборудование – лейка, пульверизатор, кисточка для мытья листьев, тряпочка, тазик, палочка для рыхления.
Мы вместе с детьми ведем календарь природы. Дети хорошо понимают «настроение» погоды и могут самостоятельно выбрать правильные обозначения времени года, месяца, дня недели, признаков погоды.
Центр художественной литературы выглядит притягательно. Мягкие формы кресла располагают к спокойному вдумчивому чтению или рассматриванию иллюстраций. В шумном пространстве игровой комнаты – это островок тишины и спокойствия, он отделен ширмой. Ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Иногда хочется побыть одному и восстановить силы. Погрузиться в волшебный мир книг может и небольшая группа детей. В долгие зимние вечера читаю детям их любимые сказки, рассказы. Организовываю выставки произведений того или иного автора. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические).
Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Наши дети очень любят слушать сказки на аудиокассетах. В группе имеется аудиокартотека.
Патриотический уголок воспитывает чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу Перми, родной стране; знакомит детей с символикой нашего города, страны.
Постоянно ведем работу по ОБЖ и ПДД. Надо подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Главное для ребёнка не усвоение сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Ведь чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Приоритетной задачей работы является не только усвоение детьми знаний по ОБЖ и ПДД, но и формирование умений правильно вести себя в различных ситуациях, развитии осознанности, самостоятельности, ответственности. Для реализации данного направления педагогической работы в группе создана соответствующая предметно- развивающая среда : оформлен центр безопасности, в котором сосредоточен разнообразный наглядно – дидактический материал : «Как избежать неприятностей» (во дворе и на улице, на воде и на природе, дома); альбомы «Опасные предметы», «Уроки здоровья», «Правила дорожной безопасности» ; дидактическая игра «Съедобное -несъедобное», лото и домино «Дорожные знаки»; демонстрационный материал «Если малыш поранился» и др. Так же по этой теме есть и литература: энциклопедия «Азбука здоровья», «Моя первая книга о человеке», «Главное правило поведения для воспитанных детей» Е. Н. Островской, книга Г. С. Волкова «Про правила дорожного движения», «Уроки светофорика», «Как перейти дорогу» и др.
В рабочем секторе центр познавательно-исследовательской деятельности. Мышление у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Моя основная задача состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать детей загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Для этого есть картотека опытов, алгоритмы их проведения. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической, игровой деятельности ребенка. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
В центре продуктивной деятельности в уголке красоты выставляются работы родителей и детей, также поделки, привезенные с летнего отдыха, различных экскурсий. У наших детей пользуются огромным интересом алгоритмы рисования, лепки, конструирования из природного материала в самостоятельной деятельности. Дети очень любят раскраски. Они меняются в зависимости от времени года, темы недели. Знакомим с различными видами росписи через раскраски, игры. Дети творят, мыслят, общаются.
В бытовом центре располагается уголок дежурства. Цель его: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Дети сами определяют свое дежурство (по столовой, занятию, природе) по своему фото, вставленному в специальные рамки. Все необходимое оборудование для труда (фартуки, тазики, тряпочки) дети используют самостоятельно.
В секторе активной деятельности расположен центр музыкальной и театрализованной деятельности. Эти центры особенно пользуются успехом во второй половине дня. В музыкальном уголке различные и уже любимые музыкальные инструменты, нестандартные: шумовые. Дети любят петь песни, выученные с музыкальным руководителем, и играть в музыкальные игры. Часто устраиваем дискотеки – дни рождения, календарные праздники, по желанию детей.
В театральном центре различные виды театра: объёмный, пальчиковый, перчаточный, линейный, кукольный, настольный, плоскостной на фланелеграф, маски для игр драматизаций. Робкие и застенчивые дети становятся уверенными, активными.
Центр двигательной деятельности реализует потребность в двигательной активности. Это благотворно отражается на физическом и умственном развитии. Знакомим с разными видами спорта (летние, зимние, используем обучающие игры «Малыши – крепыши», с Пермскими спортсменами, участвующими в олимпиаде «Сочи 2014». Имеется много спортивного инвентаря для занятий по физической культуре и самостоятельной двигательной деятельности: массажные коврики, массажеры для рук и ног, большие и маленькие мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, кольца, флажки, скакалки, дарц, мини – баскетбол, мини – гольф, клюшки с мячом и другое.
Игровые центры для мальчиков и девочек формируют игровые умения и навыки, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, создают условия для творческой деятельности детей; развивают умение детей принимать на себя определённые обязанности в соответствии с ролью. Созданы необходимые условия для проведения сюжетно – ролевых игр:
«Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умение вести диалог с партнёром – сверстником и партнёром – взрослым.
Игротека - этому центру в нашей группе уделено большое внимание. В индивидуальном порядке закрепляем знания по всем разделам программы, учим применять имеющиеся знания в новых условиях, способствуем воспитанию у детей умения играть вместе. Используем настольно-печатные, дидактические и математические игры. Улучшается мелкая и крупная моторика – повышается скорость реакции, ловкость, аккуратность. Активизируются умственные процессы, обогащается словарь, развивается речь, вербальное и пространственное мышление, логика, причинно - следственные связи. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности. Наши дети любят такие игры, играют как одни, так и рядом, так и с удовольствием объединяются небольшими группами. У наших детей выработана усидчивость, сила воли, заинтересованность в этих играх, умение играть по правилам, доигрывать в игру до конца.
Предметно – развивающая среда построена в соответствии с требованиями программы данной возрастной группы, помогает создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, обеспечивает полноценное развитие детей.