Юлия Баландина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДОв группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды :
-обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
-гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
-комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ.
Характеристики предметно-развивающей среды :
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;
• вариативность;
• информативность.
В нашем ДОУ создано единое развивающее пространство : гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов специалистов (учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда, РППС служит интересам и потребностям каждого ребенка,
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей с ОВЗ и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического и психического становления личности ребенка.
Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывались такие потребности как: в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются: разнообразие, доступность и зонирование. Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
При проектировании ППРС за основу мы взяли Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, также учитывали рекомендации "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития". С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина, И. Н. Волкова.
При построении среды мы придерживались следующих принципов:
• учет особенностей развития ребенка, особенностей дефекта.
• пропедевтика вторичных отклонений
• физическое, психическое, интеллектуальное и творческое развитие каждого ребенка,
• учет гендерных и возрастных особенностей детей.
• целостность, многофункциональность и трансформация среды,
• акцентированное размещение, доступность поля среды,
• психологический комфорт, эмоциональность среды и эстетичность оформления.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон:
• Учебная зона
• Зона сенсомоторного развития
• Зона искусств
• Зона нравственно-патриотического воспитания
• Зона конструктивных и строительных игр
• Игровая зона
• Зона экологии и экспериментирования
• Двигательная зона
• Эмоционально – личностная зона
• Социально – трудовая зона
В которых находятся центры, уголки и площадки, оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса, лексическая тема, запланированная в НОД прослеживается во всех видах деятельности, используются материалы и атрибуты, необходимой тематики.