Юлия Баландина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДОв группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды :
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Оформление детских садов
- Педагоги компенсирующей направленности
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
-обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
-гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
-комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ.
Характеристики предметно-развивающей среды :
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;
• вариативность;
• информативность.
В нашем ДОУ создано единое развивающее пространство : гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов специалистов (учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда, РППС служит интересам и потребностям каждого ребенка,
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей с ОВЗ и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического и психического становления личности ребенка.
Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывались такие потребности как: в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются: разнообразие, доступность и зонирование. Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
При проектировании ППРС за основу мы взяли Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, также учитывали рекомендации "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития". С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина, И. Н. Волкова.
При построении среды мы придерживались следующих принципов:
• учет особенностей развития ребенка, особенностей дефекта.
• пропедевтика вторичных отклонений
• физическое, психическое, интеллектуальное и творческое развитие каждого ребенка,
• учет гендерных и возрастных особенностей детей.
• целостность, многофункциональность и трансформация среды,
• акцентированное размещение, доступность поля среды,
• психологический комфорт, эмоциональность среды и эстетичность оформления.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон:
• Учебная зона
• Зона сенсомоторного развития
• Зона искусств
• Зона нравственно-патриотического воспитания
• Зона конструктивных и строительных игр
• Игровая зона
• Зона экологии и экспериментирования
• Двигательная зона
• Эмоционально – личностная зона
• Социально – трудовая зона
В которых находятся центры, уголки и площадки, оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса, лексическая тема, запланированная в НОД прослеживается во всех видах деятельности, используются материалы и атрибуты, необходимой тематики.