Наталья Агеева
Краткосрочный проект «Обитатели водоёмов» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Обитатели водоёмов»
Вид проекта : групповой
Тип проекта : исследовательский
Автор проекта : Агеева Н. В.
Продолжительность: кратковременный с 16.06.20 по 20.06.2020г.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Землянички», воспитатели Агеева Н. В., Коренева И. Б., родители
Публикация «Краткосрочный проект „Обитатели водоёмов“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность проблемы: слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, просмотра кинопередач, общения с природой, выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы ищем вместе в книгах писателей – натуралистов, в художественной литературе, из личных наблюдений и опыта. Благодаря внедрению проекта, дети познакомятся с описанием жизни, поведением животных в природе (в водоёмах, получат научно – достоверные знания о водном мире, у детей пополнится словарный запас, обогатится речь.
Цели проекта : расширение представлений детей об обитателях водоёмов.
Задачи:
1. Формировать понятие «обитатели водоёмов», «аквариум», представления о характерных особенностях, их образе жизни, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
2. Развивать умения распознавать и называть, сравнивать животных по внешнему виду (лягушка, рыба)
3. Воспитывать уважительное отношение к природе, интерес к познанию обитателей водоёмов.
Ожидаемый результат: в результате работы над проектом воспитанники научатся различать по внешнему виду рыбу и лягушку, знать место их проживания (озеро, река, устанавливать элементарные связи между сезонными изменениями и их поведением.
Постановка проблемы: кто живёт в воде? Чем питаются?
Работа с родителями: консультация «Что рассказать детям о животных, которые обитают в воде?», «Правила поведения при нахождении около водоёмов», творческая работа в виде альбома «Кто живёт в воде?», рекомендации по теме недели «Поиграйте с детьми дома», изготовление кубика-игры «Водные - неводные».
Этапы проекта
1 этап. Выбор темы проекта
План тематического планирования за 2019-2020. Для того, чтобы осуществить запуск проекта мы воспользовались методом трёх вопросов
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
-рыба, акула
-в воде купаются, в воде живут рыбки, там спят, вода живёт в аквариуме, ещё осьминоги и ракушки
-там рыбки живут
-краб, рыбка, много осьминогов -что едят?
-кто живёт ещё?
2 этап Планирование
Планирование построено по способу «Системной паутинки» : по видам деятельности, пополнение центров активности.
Пополнение центров активности
Центр искусства
Пластилин, мелки, краски, клей, трафареты, раскраски, выставка детских работ
ватные палочки для изображения жителей воды для макета, трафареты, раскраски; Центр выставки
Иллюстрации животных, игры, схемы, коллаж, мнемотаблицы, книги
Центр природы
Бросовый материал, мыльные пузыри, рыбки в аквариуме, засохший букет; животные леса и обитатели водоёмов на картине; оборудование для опытов с водой, экологические игры «Рыбалка», «Подставь рыбку по цвету», «Узнай по силуэту», «Кто, где живёт?», макет
Центр строительства
Конструктор, «мозаика» «строитель», мелкие игрушки животных, модули Тема:
Обитатели водоёмов Центр игры
Настольно развивающие игры «Кто, где живёт?» «Кто лишний?» и др
Атрибуты к с-р играм, маски
Центр книги
книги с иллюстр животных, аудиозаписи воды, муляжи, кубик эмоций, картины, иллюстрации обитателей водоёма
Центр движения
Маски для п/и, костюмы, спорт инвентарь, «Дорожки здоровья», мячи, мешки
Центр музыки и театра
музыкальные инструменты (ложки, маракас, погремушки треугольник, маракас, металлофон, театральные куклы, маски
Виды детской деятельности
Игровая
Играем в настольные игры «Рыбалка», «Подбери рыбку по цвету», «Узнай по силуэту», «Кто, где живёт?» «Кто лишний?», сюжетная игра «Аквариум», режиссёрская игра «Путешествие по реке», пластилиновый театр на палочке, распределять роли, настольные игры Двигательная
Провести спортивное развлечение «Час п/и с обитателями озера», этюды поведения животных, п/и, гимнастику «Лягушата», пальчиковые игры Познавательно- исследовательская
Рассмотреть рыбок в аквариуме, обсудить увядание букета (почему); сравнить животных леса и обитателей водоёмов по картине; провести опыты с водой «У воды нет вкуса» «У воды нет запаха» «Вода не имеет формы» «Свойства воды: пар, лед, вода» «Вода прозрачная» «Вода тёплая, холодная» «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются», беседа, ситуации общения, «Чудесный мешочек» (питание)
Коммуникативная
Составить описание рыбы и лягушки по схеме, рассуждать «Почему надо беречь воду?», презентация творческой работы об обитателях водоёмов Тема :
Обитатели водоёмов Художественная
Рассматривать выставки, слушать русские народные сказки, смотреть мультфильмы о животных
Музыкальная
Игры на музыкальных инструментах («Угадай на чем играю?», пение потешек, имитационные движения животных, муз. игра «Лёд, снег, вода» Продуктивная
Рисуем, лепим, конструируем, делаем аппликацию по теме Трудовая
Аккуратно склеивать детали, убирать за собой игрушки и материалы занятий на место, работать в уголке природы
3 этап. Реализация проекта
День Режим Совместная деятельность взрослого и детей
РППС, самостоятельная работа детей Индивидуальная работа, ИОТР Взаимодействие с родителями
16.06 понедельник утро Ситуация общения «Обитатели водоёмов» Ц - учить отвечать на вопросы, расширение представлений об обитателях воды
Д/и «Подбери рыбку по цвету» Ц – развивать сенсорные эталоны (цвет)
ЧХЛ сказки «У страха глаза велики» Ц – учить внимательно слушать стих, пересказывать её по схематичным картинкам
Аппликация «Ледоход» Ц - учить аккуратно наклеивать детали, доводить изделие до нужного образца с помощью фломастеров рассматривание набора картинок животных, театр на фланелеграфе, частей с наклеиванием, настольные игры на развитие психических процессов Составление картинки животного Ц – учить из частей составлять целое (Ева)
Игра «День-ночь» Ц – учить различать части суток (Лера)
Игра «Кто так кричит?» Ц – учить четко произносить звуки (Лиза, Геля) Консультация «Что рассказать детям о животных, которые обитают в воде?»
Рекомендации по теме недели «Поиграйте с детьми дома»
Изготовление ободков рыб
прогулка 1. Наблюдение за ветром
2. П/у «Ветер дует нам в лицо» Ц – учить сопоставлять текст с движениями
Игра «Поймай пузырь»
П/и «Снежинки и ветер» Ц – действия по сигналу
3. Труд «Помоги, принеси» Ц – развитие трудовых навыков 4. Пускание мыльн. пузырей, упр «Подуй на снежинку», игры с модулями Ц – развитие самостоятельной игровой деят-ти 5. Упр «Добеги до…» Ц – формирование навыков бега (Саша, Артём)
вечер Д/и «Чья мама, чей малыш?» Ц - умение различать взрослых рыб и их детенышей, называть и сравнивать их по величине и цвету
Д/и «Кто где живёт?» Ц – учить находить место обитания животных
Беседа – рассуждение «Почему надо беречь воду?» Ц – развивать мыслительные процессы
ЧХЛ Э. Мошковская «Речка» Ц - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы
Изготовление ободков рыб Разукрашивание цвет. карандашами «Рыбы», рассматривание картинок Игра «Чья мама?» Ц - умение называть взрослых животных и их детенышей (Лиля, Артём)
17.06 вторник утро Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и лягушки Ц - уточнять знания о внешнем виде животных, условиях обитания. Проблемная ситуация «Если б не было у рыб хвоста, то…» Ц – развивать мыслительные процессы
Муз. игра «Лёд, снег, вода» Ц – развитие умения слышать сигналы и выполнять определённые действия
Спортивное развлечение «Час п/и с обитателями озера» Ц – развитие двигательной активности рассматривания коллекции рыб, картинок мест обитания
муз инструменты, игра «Золушка» на развитие мелкой моторики, ободки рыб Упр «Приветствие» Ц – учить здороваться при входе в группу (Слава, Глеб, Лена)
Игра «Наведи порядок» Ц – группировка предметов (Ева) Изготовление масок для инсценировки «Приключение золотой рыбки»
прогулка 1. Наблюдение за растениями (луком) в уголке (полив, сравнение, определение цвета, зарисовка листа)
2. П/и «Снежинки» Ц - формировать умение передвигаться по залу, следуя указаниям, которые даются в игровой форме
Д/и «Выложи только кубики» Ц – учить называть предметы по форме
3. Труд: полив растений Ц– развитие трудовых навыков 4. Игры с двигателями, модулями, обручами Ц - развитие самостоятельной игровой деятельности 5. Упр «Пройди по верёвочке» Ц – развитие координации движений (Ангелина, Лена)
вечер Д/и «Узнай по силуэту» Ц - закрепление умения узнавать животных по силуэту
Д/и «Рыбалка» Ц – развитие мелкой моторики
П/и «Рыбки и лягушки» Ц - формировать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве
Изготовление масок для инсценировки «Приключение золотой рыбки» Ц – развитие художественных навыков рисование масок для сказки красками и карандашами, наклеивание деталей, игры в настольный театр, тазик, палочки, пробки Игровая пара (Глеб, Кристи) «Угости чаем» Ц – развивать навык общения, сюжет
18.06 среда утро Лепка «Рыбка» Ц - закреплять умение раскатывать колбаски и шарики, создавая образ рыбки, использовать бросовый материал
Ситуация общения «Сравнение игрушечной и живой рыбки» Ц – учить сравнивать рыб по характерным признакам
Аппликация – коллаж «Аквариум» Ц – учить подбирать обитателей водоёмов, наклеивать на бумагу лепка из пластилина фигурок рыб по показу, д/и «Кто где живёт?», наклеивание картинок животных Обучение рассказыванию по схеме «Лягушка» Ц – учить договаривать слова, повторять предложения за воспитателем (Вероника, Ева) Творческая работа в виде альбома «Обитатели водоёма»
Изготовление кубика-игры «Водные - неводные»
прогулка 1. Наблюдение за транспортом (повторение ПДД, части машины)
2. П/и «Автомобили» Ц - формировать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве
П/и «Кидаем мячики» Ц - развивать навык кидания мяча и ловкость
3. Трудовые поручения в пареЦ – развивать трудовые навыки 4. Игры с мячами, модулями, двигателями Ц - развитие самостоятельной игровой деятельности 5. Упр «Колечки» Ц – действия по тексту (Лиля, Ева, Дарина)
вечер С/р игра «Аквариум» Ц – учить принимать роль на себя
ЧХЛ Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» Ц - учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы
Рассматривание картин «В воде» Ц – учить называть обитателей водоёмов
Игра – история «Опасно – безопасно» Ц – повторение правил поведения на воде
Опыты с водой атрибуты к с/р игре «Аквариум» с переодеванием в животных
картинки безопасного поведения на воде Игра «Найди половинку» (Кристина, Ева, Лера)
19.06 четверг утро Игра - забава «Совушка сова» Ц – развитие двигательных навыков
Конструирование «Озеро для уточек» Ц – постройка заборчика из горизонтально стоящих кирпичиков
Д/и «Чудесный мешочек» Ц – учить называть обитателей водоёмов
ЧХЛ Б. В. Заходер «Кит и кот» Ц - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы
Создание макета «Обитатели водоёма» Ц – учить подбирать предметы леса, оформлять поделку спортивные атрибуты, постройка заборов по показу, обыгрывание, рассматривание книг о рыбах
игра «Путешествие по реке» (ткань, кораблики, игрушки) Игра «Кто что ест?» (Лена, Ева, Саша) Памятка «Правила поведения при нахождении около водоёмов»
Творческая работа в виде альбома «Обитатели водоёма»
прогулка 1. Наблюдение за животными леса (по картине)
2. П/и «Поехали кататься» Ц - формировать умение двигаться вдвоем один за другим
Творческие игры с модулями
3. Труд: «Назови трудовой инвентарь, назначение» Ц – учить называть инвентарь и его назначение 4. Игры с большими модулями Ц - развитие самостоятельной игровой деятельности 5. Упр «Лягушонок» Ц – развитие движений с элементами ФЭМП (Лена, Вероника, Слава)
вечер ЧХЛ сибирской сказки «Как утка землю добывала» Ц - учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы
П/и «Капельки и солнце» Ц - формировать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве
Презентация творческой работы «Кто живёт в воде?» Ц – развивать навык описательного рассказа И/с «Зайка с куклой Катей пьют чай» (с использованием игрушечной посуды, материал для изготовления макета Игра «Наведи порядок» Ц – учить называть предметы обобщённым словом (Кристи, Лиля, Слава)
20.06 пятница утро Игровая ситуация «В гости к Золотой рыбке» Ц – закрепление знаний об обитателях водоёмов
Инсценировка «Приключение золотой рыбки» Ц – развивать творческие способности, выразительность речи, подражание животным
Д/и «Кто живёт в воде?» Ц - упражнять в названии обитателей водоёмов
Рисование «Аквариум с рыбками» Ц - учить рисовать рыб мелками, затем тонировать аквариум красками атрибуты к инсцен., мелки, краски, картинки обитателей воды Упр «Чистый ротик» Ц – воспитание КГН (Лена, Софа, Макс П, Макс К, Лиля) Творческая работа в виде альбома «Обитатели водоёма»
прогулка 1. Наблюдение за явлениями соц. действительности «Магазин» (профессии, зачем нужен, что покупают)
2. П/и «Солнышко и дождик» Ц - развивать координацию движений; действовать по сигналу
М п/и «Рыбки» Ц – развитие внимания
3. Труд «Помоги, принеси» Ц – развитие трудовых навыков 4. Картина, зонтик, игры с бизибордом, в «сухом бассейне» Ц - развитие самостоятельной игровой деятельности 5. Упр «Изобрази» Ц – учить имитировать, передавать образы предметов (Дарина, Ева, Лена, Геля)
вечер ЧХЛ А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Ц - учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы
Игры на музыкальных инструментах Ц – развитие навыков работы с музыкальными инструментами
Презентация творческой работы «Кто живёт в воде?» Ц – развивать навык описательного рассказа перед сверстниками муз инструменты, настольные игры, трудовой инвентарь, помощь в создании альбома Обучение рассказыванию по схеме «Рыбка» Ц – учить договаривать слова, повторять предложения за воспитателем (Ева, Софа)
4 этап Завершение проекта (продукты деятельности)
Аппликация «Ледоход на Еисеи»;
Изготовление масок для инсценировки «Приключение золотой рыбки», ободков рыб;
Коллективный коллаж «Аквариум»;
Лепка «Рыбка»;
Конструирование «Озеро для уточек»;
Презентация творческой работы «Кто живёт в воде?»;
Создание макета «Обитатели водоёма»;
Опыты с водой;
Рисование «Аквариум с рыбками»;
Игровая ситуация «В гости к Золотой рыбке»;
Инсценировка «Приключение золотой рыбки».
Литература
1. В. Волчкова, Н. Степанова Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
2. Губанова Н. Ф Развитие игровой деятельности дошкольников, - Москва, 2014 г
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2007
4. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010
5. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011-272 с.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой– 4-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007
7.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
8. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003.