Алла Сердюкова
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Сердюкова А. В., воспитатель
МБДОУ «Новоалександровский детский сад»
Публикация «„Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Возникновение опыта связано с одним из главных направлений в работе МБДОУ «Новоалександровский детский сад» - это художественно - творческое развитие детей. Девиз работы ДОУ: «Все для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».
В последнее время наблюдается снижение уровня развития творческих способностей у дошкольников. Дети неохотно фантазируют, не умеют творчески мыслить. А ведь творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Как известно, рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики, с целью определения исходного уровня развития творческих способностей дошкольников в ходе изобразительной деятельности.
По результатам диагностики в группе было выявлено 43% детей со средним уровнем творческих способностей, 57% детей группы находились на низком уровне. Это говорит о том, что наши дети не умеют воображать и творчески мыслить.
Актуальность опыта. Вопрос формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы – главный вопрос современного общества. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня творческих способностей.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих формированию у дошкольников способности выражать свое восприятие окружающего мира, совершенствованию их интеллектуальных и творческих способностей на основе использования нетрадиционных техник рисования.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом осуществлялась в течение трех лет и была разделена на несколько этапов:
На первом этапе (2011-2012 г.) формулировалась тема, определялась методология и методика исследования, понятийный аппарат; изучались и анализировались психолого-педагогические источники по выбранной проблеме; определялись критерии и показатели оценки уровней развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Второй этап (2012-2013 г.) был посвящен экспериментальной проверке использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
На третьем этапе (2013-2014 г.) осуществлялась проверка эффективности проектируемой системы работы «Непосредственная образовательная деятельность – Кружковая работа», построенная на сочетании разных техник рисования в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проводились анализ и обобщение результатов работы.
Диапазон представленного опыта – единая система «Непосредственная образовательная деятельность – Кружковая работа». В то же время, являясь составной частью работы ДОУ, направленной на всестороннее развитие личностного потенциала дошкольников в условиях детского сада, опыт тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, В. Т. Кудрявцева и В. Синельникова. Проблемы творчества изучал известный отечественный исследователь А. Н. Лук, американский психолог Гилфорд.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайгакова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина и др.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик традиционная (карандаши, краски) и нетрадиционная (мыльная пена, свечи, пластилин и т. д.) и технологий :
- личностно - ориентированная (проблемные вопросы и ситуации);
- технология игры (оригинальность сюжета, мотивация);
- здоровьесберегающая (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки и др.) в процессе организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Целью данного опыта работы является создание эффективной системы работы «Непосредственная образовательная деятельность – Кружковая работа», построенной на сочетании разных техник рисования в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Изучение научной, методологической и психолого-педагогической литературы.
2. Изучение содержания и методики работы по использованию нетрадиционной техники рисования с целью развития детского творчества на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
3. Подбор методик диагностики и анализ уровней развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
4. Определение образовательных и воспитательных задач, эффективных методов, приемов, содержания работы.
5. Выявление эффективности системы работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической и методологической литературы;
- эмпирические: изучение нормативных документов в области дошкольного образования, наблюдение, беседа, анализ педагогической документации, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
В ходе работы над опытом были использованы следующие понятия: нетрадиционные техники рисования; творческие способности и др.
Нетрадиционные техники рисования
- это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонизирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Творческие способности
- это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.
Работа по рисованию с использованием нетрадиционных техник начинается с 1-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте : рисование пальчиками, ладошками; оттиск печатками.
Во второй младшей группе добавляется рисование ватными палочками; «тычками» из поролона; печатание листьями.
В средней группе добавляется : рисование свечой; оттиск пробкой, поролона, пенопласта.
В старшей группе нетрадиционные техники : кляксография с трубочкой; монотопия; набрызг; восковые мелки+акварель; оттиск смятой бумагой; рисование поролоном; гравюра.
В подготовительной группе добавляется: тиснение; тычок жесткой полусухой кистью; рисование по сырому; черно-белый граттаж; кляксография с ниткой; батик; рисование солью; расчёсывание краски; двойное примакивание кисти.
Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, дети отражают свои чувства, свое понимание ситуации. В ходе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования нужно научить дошкольников думать, творить, фантазировать, мыслить смело, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Были использованы следующие изобразительные средства : акварельные краски, тушь, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; жесткие кисти и т. д.
Способы стимулирования творческих способностей :
- Обеспечение благоприятной атмосферы.
- Доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от критики в адрес ребёнка.
- Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
Поэтапная работа по развитию творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник включает :
- знакомство со строением, формой и величиной предметов;
- обучение использованию цвета как выразительного средства, помогающего сделать изображение веселым и нарядным;
- развитие мелкой моторики рук;
- знакомство с различными изобразительными материалами;
- знакомство с нетрадиционными способами изображения;
- развитие фантазии и воображения;
- организация кружка «Веселые ладошки»;
- анализ детских работ;
- организация выставок детских рисунков.
Все это вместе взятое ведет к развитию творческих способностей дошкольников.
Наш девиз: «Я чувствую – Я представляю - Я воображаю - Я творю».
В ходе совместной творческой деятельности дети научились использовать цвет как выразительное средство, помогающее сделать изображение веселым и нарядным, научились создавать изображения при помощи пальчиков, ладошек, различных печаток, с помощью оттиска, свечи, пластилина, мыльной пены с т. д.
Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения, самостоятельности мышления. Критерием результативности опыта является степень развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет ( авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) помогли отследить динамику развития творческих способностей дошкольников.
Исходный, текущий и итоговый мониторинги результативности опыта проводились в течение трех лет с целью выявления динамики творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования. Диагностика проводилась по четырем критериям:
- реализм воображения;
- умение видеть целое раньше частей;
- надситуативно - преобразовательный характер творческих решений;
- детское экспериментирование.
В ходе мониторинга выявилась динамика роста творческих способностей, как по индивидуальному признаку, так и по группе в целом. Так, из 14 дошкольников у 36 % детей уровень творческих способностей повысился с низкого до среднего, у 36 % со среднего до высокого. Устойчивые показатели низкого уровня творческих способностей сохранились у 21 % детей.
Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения, самостоятельности мышления.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования нетрадиционных техник рисования с целью достижения более высокого уровня сформированности творческих способностей дошкольников, что позволит им быстрее адаптироваться при переходе к обучению в школе, а именно без усилий изучить предмет «Рисование» в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
А закончить свое выступление мне хотелось бы одной восточной мудростью: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь!»