Папки-передвижки

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Ольга Викторовна Копылова
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Нетрадиционные техники рисования

в развитии творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста

(из опыта работы)

Выполнила:

Копылова Ольга Викторовна

воспитатель

СП - детского сада «Солнышко»

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

Самарской области

Большеглушицкого района

Публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2014 г

«…Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне…»

Э. Успенский

Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные нетрадиционные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи:

развитие интереса к различным видам искусства

формирование художественно-образных представлений

развитие творческих способностей

обучение основам создания художественных образов, формированию практических навыков и умений в нетрадиционной технике рисования;

приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Ожидаемые результаты:

- ребенок любознательный, активный; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; - овладевший необходимыми умениями и навыками; - эмоционально отзывчивый; -способный решать интеллектуальные и личностные задачи; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.

Для решения поставленных задач использовалась методика изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении НОД всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствовало в полной мере решению задач развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В своей работе я использую пособия Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Н. Г. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников», К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет», журналы «Дошкольное воспитание», интернет – ресурсы.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т. С. Комарова, О. В. Радонова, А. О. Куревина, А. А. Волкова, Т. И. Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования : традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т. д.)

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы проводятся эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло, а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

В работе использую метод интеграции. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь используются информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

В самостоятельной деятельности используется эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественно-эстетическому развитию» используем следующие техники изображения :

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4. Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж. 12. Рисование крупой.

В работе используются такие средства:

1. Коктейльные трубочки

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

Комплексно-тематическое планирование

Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание

1 2 3 4

Сентябрь

1 Луг Акварельные краски+восковые мелки Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

2 Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

3 Бабочки Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

4 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

5 Ежики на опушке. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Рябина Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие

7 Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие

8 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Октябрь

9 Листопад Тиснение Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

10 Осенние листья Тычкование Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции

11 Георгины в вазе (с натуры) Тычкование Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

12 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

13 Ковер из осенних листьев Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

14 Роспись дымковской игрушки Рисование потрафарету Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.

15 Платье Оттиск печатками, рисование пальчиками Закрепить умение украшать платье

16 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Ноябрь

17 Осеннее дерево Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия Учить изображать используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

18 Кошечка Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

19 Городецкие узоры Рисование пальчиками Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

20 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

21 Снежок Монотипия. Рисование пальчиками Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

22 Осенние дары Восковые + мелки акварель Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции

23 Красивая тарелочка Рисование воздушными шарами Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

24 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Декабрь

25 Фантазии Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

26 Вечер Черно-белый граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

27 Снежинки Рисование ватной палочкой Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

28 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

29 Рисование с натуры Рисование мелками Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, линия, штрих). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь

30 Волшебная птица Оттиск листьями Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).

31 Новый год Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки технике акварель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

32 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

33 Сказочный сад Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

34 Любимый узор Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

35 Сова Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

36 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

37 Мой друг Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

38 Комнатное растение Рисование крупой Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью

39 Волшебный цветок Рисование крупой Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие

40 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Февраль

41 Подводное царство Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

42 Полярная ночь Рисование ватными палочками Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

43 Арктика Полусухая кисть Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Развивать умение отображать в рисунке сложный сюжет

44 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

45 Матрешка Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи

46 Матрешки Рисование пальчиками Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

47 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании.

48 Ваза с ветками Оттиск печатками Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

49 Подарок маме Печать по трафарету, рисование пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

50 Портрет любимого друга Рисование в технике граттаж Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека.

51 Платок для бабушки Рисование целлофановым пакетом Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

52 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

53 Весенние цветы Акварель + восковой мелок Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

54 Узор на платке Рисование паралоном Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

55 Натюрморт Восковые мелки + акварель Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

56 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Апрель

57 Автопортрет Рисование пальчиками Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.

58 Роспись подноса Рисование ладошкой Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.

59 Фантазия Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

60 Красивые цветы Рисование картофелем Продолжать знакомить с росписью жостовских подносов. Развивать чувство ритма, композиции

61 Наш детсад Разные способы Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции

62 Наш сад Тиснение Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

63 Цветы Монотипия Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

64 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании.

Май

65 Пчелки Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции

66 Одуванчики Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

67 Игрушки Рисование крупой Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции

68 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

69 Дерево Рисование свечой Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции

70 Украшение фартука Рисование солью Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

71 Весеннее дерево Рисование пальчиками, тычками Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

72 Итоговая выставка рисунков за год

С целью выявления уровня творческих способностей у детей была проведена диагностика. Диагностика проводилась в начале и в конце года в старшей группе детского сада.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы изобразительная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные

силы.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район Доклад.

Сценарий спортивного праздника в детском саду на День защиты детей «Здравствуй, лето!» Сценарий спортивного праздника в детском саду на 1 июня – День защиты детей Автор:Подольская Елена Сергеевна, воспитатель детского сада.

Методическая разработка «Музыка в жизни ребенка 1–2 лет» Музыка в жизни малыша 1-2 –х лет. Для развития человека самыми важными являются первые годы его жизни. От того, чем наполнены эти годы,.

Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста. Однажды Скрипичный ключ со.

Методическая разработка родительского собрания в средней группеМетодическая разработка родительского собрания в средней группе Методическая разработка родительского собрания в средней группе. Цель: Показать родителям знания и умения детей в средней группе Задачи:Повторение.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Паспорт второй младшей группы» Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Жемчужинка» Группа: вторая младшая Состав группы:.

Программно-методическая разработка работы педагога ДОО с детьми с ОВЗ Как работать педагогу ДОО с детьми с ОВЗ по разным образовательным областям? Согласно стандарту, содержание программы ДОО должно обеспечивать.

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 19:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Копылова (УИ 431901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД