Алла Пясецкая
Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная игра как средство обучения
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми : самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Публикация «Консультация „Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Игра позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника :
* информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её, куда входит и познавательная компетентность;
* действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;
* коммуникативную;
* социальную.
Из многообразия игр мною выбрана народная игра. Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций : развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.
Для педагога положительный эффект в том, что народная игра :
* воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;
* обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
* помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.
Для детей:
* укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
* знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
* формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
* развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
* развивает эмпатийные способности,
* формирует чувства принадлежности к своему народу.
Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.
Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными.
В прошлом веке, когда возрос интерес к народной культуре как явлению, исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для развития ребенка. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, за-крепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику; акцентировав драматическую сторону и соответству-ющим образом распределив роли, - разрешить некоторые психокоррекцион-ные вопросы; уделив особое внимание словам и их проговариванию, - прово-дить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности, - расширить их знания о народной культуре. Сопровождающая народные игры речь – настоящая сокровищница для педагога.
Народные игры в детском саду классифицируются по следующим признакам:
• По способу отображения национальной культуры (связь человека с природой, отношение подрастающего поколения к народному быту, извечная борьба добра и зла).
• По степени интенсивности игровых движений (игры с повышенной, низкой и средней активностью).
• По виду двигательных упражнений (игры с мячом, бег, прыжки длину или высоту и т. д.).
• По степени сложности организации игры (простые и командные игры).
• По способу выполнения (ролевые, сюжетные, предметные, с водящим или без него и т. д.).
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод во-влечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сде-лать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Такие игры подбираются не только воспитателями, но и музруководителем, отслеживающим музыкальный репертуар, физвоспитателем, который продумывает комплекс двигательных упражнений, и логопедом, формирующим сенсомоторику и навыки связной речи.
Таким образом, народные игры способствуют всестороннему развитию ребенка, они ярко отражают образ жизни наших предков, их быт, колорит и национальные традиции. Их динамичность, выразительность и задор активизируют мыслительную деятельность ребенка, а также способствуют углублению и расширению детских представлений об устройстве окружающего мира.
Строгие правила игр, слаженные действия участников приучают детей к взаимоуважению и ответственности перед коллективом. Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи утверждаю, что народные игры имеют большое значение для формирования и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей.