марина ситникова
Консультация «Игра как средство воспитания нравственно-волевых качеств у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как средство воспитания у дошкольников нравственно-волевых качеств
«….Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определят ценность данной личности….» П. Ф. Каптёров
Публикация «Консультация „Игра как средство воспитания нравственно-волевых качеств у дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Игра - один из видов деятельности ребёнка, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ. В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Чувство коллективизма перестраивает интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждой возрастном периоде раннего и дошкольного детства. С развитием игры связаны прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. В старшем возрасте на смену предметно-опосредованным действиям, реальным и только называемым, приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно-ролевой игре. Именно эти способы выступают в качестве носителей социально-обобщённого опыта деятельности ребёнка.
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях и в семье. О том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, говорят исследования многих современных психологов. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.
Хорошая игра - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях.
Часто родители плохо представляют себе воспитательную ценность игры и её возрастные особенности, а отсюда их равнодушие, ограничивающее педагогическое влияние на игры лишь покупкой детям игрушек. Поэтому в детском саду правильно организованны игры, которые приносят максимальную пользу всестороннего развития и воспитания дошкольников. Игра динамична лишь там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают всестороннее развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Взрослым важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску.
Важное значение в развитии нравственно-волевых качеств, приобретают обучающие игры, направленные на вычленение задач общения. Взрослый, выступая в роли одного из участников игры, побуждает детей к совместным обсуждениям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач.
Тем не менее, важная роль принадлежит сюжетной игре, которая формирует как нравственно-волевые качества, так и физические. Поведение детей в сюжетных играх создаёт благоприятные условия для удовлетворения их потребности в движении и эмоционального тонуса. Немаловажным является и то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут по желанию включаться или выйти из неё, что даёт возможность избежать переутомления. Сюжетная игра оказывает влияние и на эстетическое воспитание. Это обеспечивается, прежде всего, подбором игрушек, отвечающим требованиям художественного вкуса, а так же соответственным оформлением предметных и игровых зон в помещении. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.
В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссёрские игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны, отражают общий уровень знаний детей о явлениях жизни, а с другой - несут в себе элементы творчества и фантазии. Совершенствование игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников. Однако, одни сюжетные игры не могут обеспечить решения всех задач всестороннего воспитания детей в игре. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.
Всестороннее воспитание детей с учётом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установления связей между разными формами самостоятельной игровой и неигровой деятельности, протекающей в игровой форме.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как надо с ней играть, подскажите, как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Ещё лучше, если кто- то из родителей поиграет вместе с ребёнком. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребёнком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.
«…Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом, сложных, дорогих. Они думают доставить удовольствие и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов….» Е. А. Аркин.