Ольга Тепикина
Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игра как средство поликультурного
Тепикина О. А.,
Воспитатель НДОУ
Детский сад № 157 ОАО «РЖД»
Публикация «Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
В России поликультурное воспитание - ответ на потребности многонационального населения. В связи с увеличением потока иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, возникла необходимость более пристального внимания к вопросу изучения теоретической и практической базы в условиях поликультурного образования и воспитания, обусловленного необходимостью развития новой национальной общности - россиян.
Поликультурное воспитание в рамках дошкольного образования может быть определено как приобщение воспитанников к малоэтнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.
Подобное понимание поликультурного воспитания в принципе совпадает с общемировыми трактовками, которые предполагают, что содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в детском саду, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
Первоначальное представление о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре своего и других народов происходит в условиях дошкольного учреждения. В этот период необходимо научить детей идентифицировать себя со своей национальностью, иметь представление о народах своего края, страны, всего мирового сообщества, научить проявлять положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, в том числе и к сверстникам другой этнографической группы.
Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, а в дальнейшем и в школе, перерастают в понимание культурных различий народов мира.
Народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию, способно заинтересовать, вовлечь детей в межнациональное общение.
Народное искусство, как живое творческое явление, может войти в жизнь дошкольников посредством различных видов : песен, танцев, игр, а также различных организационных форм: непосредственно-образовательной деятельности, праздников, развлечений.
Важным средством освоения культуры народов является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
Народные игры помогают сохранить связь времен и поколений, приобщая к традициям и обычаям народа.
Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес,
способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию
их духовно-нравственного потенциала. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека.
Народная игра- одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно.
Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.
В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др., подвижные игры, изредка хороводные.
Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики (игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа, элементы семейной культуры и др.).
Начинать в младших группах в сентябре возможно с использования в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике, привязывая это содержание к идее народной педагогике-идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. На занятиях по сенсорике учат разбирать и собирать матрешку, обращать внимание на роспись на сарафане матрешки (цветы, листья - красиво).
В блоке совместной деятельности воспитателей и детей возможно использование подвижных игр («Маленькие ножки – большие ноги»). Можно включать народные игры в праздники и развлечения. Работа малышами требует многократного повторения (до 5- 10 повторений, поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских, так как малыши других национальностей чаще всего русскоговорящие. В случае если по количеству детей башкирской, татарской национальности в группе больше, чем русских, возможно и в младшем возрасте использовать татарские, башкирские народные игры. Лишь отдельные идеи народной педагогике могут быть реализованы в младших группах.
Литература:
1. Игры детей народов мира. Для дошкольного и младшего школьного возраста / Сост. Е. Г. Шекова. - Киев: Музычна Украйина, 1983. - 40с.
2. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.
3. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники,игры и развлечения. -Ярославль: Академияразвития:Академия Холдинг,2002.-224с.
4. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы,инсценировки / Сост. Н. Н. Доломанова. -М. :ТЦ Сфера, 2002. -112с.
5. Потешки и забавы для малышей в сопровождении фортепиано. Выпуск 1.-М. :Советский композитор,1988.-158с.
6. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Програм. - метод. Пособие / Под редакцией С. Мерзляковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 216с.
7. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. /Ред. – сост. Е. С. Бабунова. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.