Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников»

Татьяна Рындина
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему

«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольник ов»

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Проблема - каковы педагогические условия использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей.

Объект исследования - сенсорное воспитание дошкольников.

Предмет – использование дидактической игры как средства сенсорного воспитания дошкольников.

Значение сенсорного воспитания ребенка

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работа над темой «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» осуществлялась в течение 2014-2015 учебного года.

Целью работы было – ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования.

Задачи исследования:

• Дать характеристику сенсорного развития и воспитания дошкольников

• Определить развивающие возможности дидактической игры в сенсорном воспитании дошкольников

Гипотеза: формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр будет успешным если:

• Разработать и использовать в педагогическом процессе серию дидактических игр, в содержание которых включены сенсорные эталоны

Дидактические игры будут проводиться систематически не только в организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни детей

• Постепенное усложнение игровой задачи; серия дидактических игр предполагает последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов

• Оборудованный в группе «сенсорный уголок», стимулирующий детей на активное усвоение сенсорных эталонов

Формирующий этап

Серия дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста на основе следующих принципов:

• В содержание дидактических игр будут включены сенсорные эталоны

Дидактические игры будут проводиться систематически

• Вызывать у детей интерес к дидактической игре, желание играть

• Постепенное усложнение игровой задачи

Дидактическая игра используется не только в организованной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей

1 этап

Игра на закрепление эталонов цвета

Игра на закрепление эталонов формы

Игра на закрепление эталонов величины

В течение года у детей, на занятиях по сенсорному воспитанию, формировались эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Знакомились с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.

В качестве особой задачи стояла необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения, величины.

На основе поставленных задач на занятиях использовалась система дидактических игр и упражнений.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал предлагался детям и для самостоятельных игр.

Существенным фактором в планировании и проведении занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. п. Так, в играх постоянно происходило ознакомление с качествами предметов. При умывании дети узнавали температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санках или переноске игрушек в корзине учитывают тяжесть предмета. Собирая матрёшку, размещая вкладыши, одевая маленьких или больших кукол, они знакомились с величиной. Форму предметов дети учитывали в играх со строительным материалом, при проталкивании предмета в отверстия. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

2 этап

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Охарактеризуем кратко некоторые виды дидактической игры

Игра-путешествие - призвана усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Она обостряет наблюдательность. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игра-поручение по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игра-предположение («Что было бы.»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.

Выводы: Таким образом, проводя с детьми серию дидактических игр с целью закрепления сенсорных эталонов, мы

• использовали в них различные сенсорные эталоны

• систематически и последовательно проводили игры, варьируя их содержание и сложность

дети были активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д.

• отметили более уверенное владение детьми эталонами, малое количество ошибок даже в сложных заданиях.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенкаДидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка Возраст 3-х лет - важный этап в развитии психики ребенка, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических.

Дидактическая игра как средство воспитания детейДидактическая игра как средство воспитания детей Основной проблемой воспитания детей я считаю дидактическая игра, как средство воспитания дошкольников. Дидактические игры – это один наиболее.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания у детей раннего возраста в условиях дома ребенка Дидактическая игра – фундамент развития детей. Основная функция дидактических игр – обучающая. Соединение в играх обучающей задачи, готового.

Игра как средство экологического воспитания дошкольников Игра, как средство экологического воспитания дошкольников Подготовил: воспитатель Шнайдер Л. Б. Доклад к презентации Слайд № 1 Вопросы.

Дидактическая игра как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников"..

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Мастер-класс для родителей.

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР "Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР" Без речи нет ни сознания,.

Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников Тепикина О. А., Воспитатель НДОУ Детский сад № 157 ОАО «РЖД» В докладе.

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы.

Работа по обобщению педагогического опыта «Игра как средство физического воспитания дошкольников» 1. Аннотация. В вводной части изложено научное обоснование игры, ее значение в физическом и психическом развитии ребенка. Отмечена большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 30 июля 2015 в 11:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рындина (УИ 356858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД