Смагина Светлана
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Составитель: Смагина Светлана Валерьевна
Должность:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Публикация «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начала реализовывать систему дидактических игр с младшего возраста на занятиях и свободной деятельностью детьми, где счастливое детство и радость – понятие неразделимое. С поступлением в детский сад в жизни малышей происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными и желанными для них. В детском саду всё не так, как дома: незнакомые взрослые и дети. И я задала себе вопрос: «Как же облегчить малышам адаптационный период к новым условия жизни?» Ведь доброжелательность, сюрпризность, а также разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Самое лучшее, что я могла предпринять – это позабавить детей, развеселить их, т. е. поскорее отвлечь их внимание, занять чем-то, привлечь к чему-то интересному. Ведь детское внимание можно привлечь чем- то ярким красочным, и я приносила в группу звенящие и заводные игрушки. Малыши с вниманием и интересом разглядывали шагающего зайчика или неваляшку, слушали говорящий телефон. Эти игрушки помогали мне в работе вызывать у малышей улыбку и улучшить настроение. С помощью дидактических игрушек я и смогла занять, увлечь и организовать детей.
Для психического развития ребёнка в раннем возрасте дидактические игрушки имеют особое значение, т. к. действия с предметами являются в этот возрастной период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. Таким образом, предметная деятельность является ведущей для детей этого года жизни. Она оказывает особое влияние на умственное развитие ребёнка раннего возраста. А также у малышей этого возраста происходит интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами. В своей работе с малышами я учитываю два фактора – это поддержание устойчивого интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельных действий с ними. Осваивая действия с предметами, малыши познают разнообразные их свойства. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так, ребёнок узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, температуру и т. д. Например, развивая тактильный аппарат малышей, мы сравнивали два предмета из разных материалов (пластмассовая игрушка «заяц» и мягкая игрушка «заяц») путём ощупывания, и вместе с детьми делали простые умозаключения, т. е. одна игрушка – холодная, твёрдая, а другая – мягкая, пушистая, тёплая. Кроме того дидактические игрушки выполняют ещё одну важную задачу раннего возраста – они способствуют развитию координации рук и, в частности, мелкой моторики пальцев.
Продолжая наблюдения за детьми, как они действуют с предметами: втыкают и вынимают втулки, накладывают кубик на кубик, нанизывают кольца на стержень, я заметила, что все дети разные, и они требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. И поэтому я старалась заинтересовать малышей, привлечь их внимание, а также создать игровую ситуацию. И у меня это получилось, т. е. дети с желанием и интересом принимали участие в предложенных мною играх.
Кроме того, играя с дидактическими играми, дети учатся осваивать прямые и обратные действия, например, Рома, учился открывать и закрывать предложенную ему коробочку, а Марина собирала и раскладывала шарики. Дети увлечённо играли в эти игры с дидактическими игрушками. Играя, они не замечают того, что учатся осваивать какие-либо действия с предметами.
Особенно дети в этом возрасте очень любят играть с куклами. Например, такие как «Кукла Катя проснулась», «Подбери посуды для куклы», «Оденем куклу на прогулку». Через эти игры у детей я уточняла и закрепляла знания о названии одежды, посуды, развивала речь детей; как детьми усвоены культурно-гигиенические навыки. Играя с детьми и наблюдая за ними, для себя отмечала, что дети начинали бережно и заботливо относиться к куклам и к другим игрушкам. И для себя делала вывод, что через эти игры дети лучше познают окружающий мир, сближаются со сверстниками, у них лучше формируются культурно-гигиенические навыки. Дети начинают понимать, что всем вместе можно игру сделать весёлой и интересной.
Сенсорное развитие детей данного возраста всегда была и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательным в развитии детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я организовывала небольшие по длительности игры и упражнения, с дидактическим материалом надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев. Ведь чем интереснее, разнообразнее дидактические игры, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В моей работе с детьми не менее важную роль играли дидактические игры, развивающие слуховое восприятие, цель которых: открыть для малыша особый мир звуков и сделать их привлекательными. Дидактические игры играют особую роль в период перехода детей из младшего в средний возраст, в котором особое место занимает речь ребёнка. Именно дидактическая игра помогает развить и активизировать речь детей. Ребёнок словом обозначает свои действия, выражает свои мысли и чувства. В работе с детьми я использовала также словесные игры, как «Отгадай, кто позвал?», «Знаешь ли ты как зовут?» Доступны детям этого возраста и простые игры-загадки, т. е. узнать по описанию хорошо знакомый предмет или животное, например, «Хвост крючком, а нос пятачком».
В ходе систематического проведения таких занятий с дидактическими играми, можно увидеть, что дети начинают приучаться слушать речь взрослого, в результате чего формируется смысловое понимание речи, необходимое для дальнейшего обучения в старших группах детского сада и в школе.
Подготавливая детей к школьной жизни, где основной деятельностью является учёба, я продолжала использовать в своей педагогической деятельности дидактические игры из разработанной мною системы дидактических игр, как одно из средств умственной и нравственно-волевой подготовки детей к школе. Руководя играми своих воспитанников я, конечно же учитывала их возрастные и индивидуальные особенности, чему они научились, а так же развитие умственной деятельности. Выяснилось, что большинство детей к этому возрасту овладели необходимыми знаниями и навыками, имели представление об окружающей жизни. Работая по своей системе, я заметила, что они стали более наблюдательными, научились сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, сформировались такие качества, как настойчивость, усидчивость, сообразительность, речь, смекалка и желание играть со сверстниками.
Развивающая среда, созданная в группе, позволяла каждому ребёнку самостоятельно в течение дня находить в группе разнообразные, увлекательные и полезные занятия. А так же дети свободно экспериментировали в группе с водой, сыпучими материалами. Сравнивали величину предметов, пользовались весами, определяя свои действия словами: высокий – низкий, широкий – узкий, тяжёлый – лёгкий.
При выборе дидактических игр в этом возрасте, мне приходилось обращать внимание на степень трудности игровой задачи, действий, и игровых правил. Для того, чтобы дидактическая игра действительно увлекала детей, я старалась своими действиями, эмоциональным общением вовлечь детей в совместную деятельность. В тоже время я организовывала игру и направляла её. Моя роль в игре заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление качеств у детей и развивать дальше. Вместе с детьми отмечали успехи товарищей, если у кого-то они были и незначительными, то старалась поощрить каждого ребёнка. В этом дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление я в свободное время или на занятиях по ФЭМП детям загадывала загадки, например, «сколько ушей у двух малышей?», «сколько хвостов у четырёх коров?» и многие другие с помощью этих уникальных загадок дети думали, мыслили, считали. Детей этого возраста в дидактических играх привлекала возможность добиваться результата, т. е. подумать, проявить смекалку и такие дидактические игры : разные головоломки, танграм, шашки, лабиринты. Ведь с помощью таких игр сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Чтобы чем-то разнообразить игровую деятельность детей я использовала тетради с заданиями в форме игр, которые развивают внимание, память, мышление, усидчивость. Дети с большим интересом и непринуждённо занимались в таких тетрадях. С помощью таких занятий дети легко научились правильно держать карандаш, что помогло подготовить руку к овладению письмом в школе.
Тем самым в каждой игре я стараюсь осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. Большинство дидактических игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому я провожу их не только на занятиях, но и в свободное время. Но если игра не знакома детям и требует от них довольно высокого умственного напряжения, то я провожу её утром или во время занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новый материал. Я заинтересовываю детей, стараюсь увлечь их, поддерживаю малейшие успехи, достижения. А так же помогаю преодолевать затруднения.
Воспитывая и обучая детей на протяжении всего дошкольного периода, я с детьми проводила развивающую работу, используя при этом систему дидактических игр, которая помогла мне успешно подготовить детей к школе. Ведь именно дидактические игры стимулируют познавательную деятельность, и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста.
Об этом говорит и тот факт, что дети моей группы принимали участие в районном интеллектуальном конкурсе «Хочу всё знать», где заняли І место. А так же мои воспитанники принимали участие в исследовательском проекте «Я - исследователь» на региональном уровне (диплом участника).
В процессе педагогической деятельности, работая по своей теме, одновременно решала задачи по другим образовательным направлениям. Обращала внимание на физическое воспитание и здоровье детей, т. е. уделяла внимание на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. В познавательно-речевом направлении формировала элементарные математические представления, элементы логического мышления, пополняла словарный запас детей. Уделяла внимание на социально-личностное, где способствовала формированию дружного детского коллектива, учила детей взаимодействовать друг с другом, умение общаться. В художественно-эстетическом развитии детям помогала создавать художественные образы, творческое воображение.